ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО
ТЕСТЫ

ЧЕЛОВЕК


Для удобства поиска, рекомендую сначала воспользоваться общим поиском по сайту, а затем, когда попадёте на нужную станицу, — сочетанием двух клавиш — cmd + F (если у вас MAC) или ctrl + F (если у вас РС). Удачи.

 

Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции

Бытие человека

Личность как субъект общественной жизни

Духовный мир человека

 

 

Понимание смысла человеческой истории, современного состояния общества и перспектив его дальнейшего развития невозможно без проникновения в сущность, природу самого человека. Человек является предметом рассмотрения многих наук. Среди них биология, медицина, психология, этика, юриспруденция и другие. Но ни одна из них не определяет сущность человека как особого представителя Природы, Вселенной. Проблема сущности человека предстает как одна из основных, если не центральная проблема, во всей истории мировой философской мысли. Особенно важной она становится в переломные периоды развития общества, когда наиболее остро встает вопрос о смысле существования, как общества, так и каждого человека. Именно такой период переживает сегодня отечественная и мировая история.

Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции 

 

С глубокой древности и по сей день умы многих людей занимает вопрос о том, что такое человек. Мыслители разных эпох пытались найти ответы на вечные вопросы жизни о том, кто мы, откуда происходим, куда идем.

Что же такое человек?

 

Подходы к решению проблемы возникновения человека и общества 

 

На ранней стадии общественного развития основным способом ответа на эти вопросы была мифология. В подлинности событий, описываемых в мифах, люди того времени не сомневались, несмотря на фантастический характер событий, которые случались с людьми, и фантастичность персонажей, с которыми люди взаимодействовали (боги, полубоги, человеко-звери и т.п.).

 

Наряду с мифологией свои ответы на вечные вопросы жизни человека давали религия и философия. Индия и Китай на Востоке, Греция на Западе стали теми цивилизациями, где появились религиозно-философские картины мира, которые оказали большое влияние на мировоззрение многих поколений людей.

 

Для мыслителей Древней Индии человек выступал как часть космоса, связанная с ним и телесно и духовно, подчиняющаяся общим законам, диктуемым мировым разумом (Брахманом). Человек, его душа покоряются порядку круговорота жизни (сансара), закону воздаяния (карма). Для великого китайского мыслителя Конфуция развитие человека определялось божественным Небом, направляющим нравственность людей по пути уважительности, почтительности к старшим, справедливости, выполнения требований этикета и т.п.

 

Многие философы Древних Греции и Рима жизненный путь человека связывали с космическим предопределением, уделом человека считалось подчинение мировому порядку вещей. Наиболее отчетливо фаталистические идеи звучали в философских взглядах стоиков (Зенон из Китиона, Сенека, Марк Аврелий). Поворот к познанию собственной сущности человека связывают с идеями софистов, видный представитель которых Протагор заявил, что «человек мера всех вещей». Самый знаменитый софист — Сократ провозгласил известный принцип «познай самого себя».

 

В условиях средневекового господства религии человек рассматривался как особое существо созданное по «образу и подобию» Бога, возвышенное над миром и наделенное свободой воли (Августин Блаженный, Фома Аквинский). Но греховный человек должен был постоянно заботиться о предстоящем высшем суде, рассматривая свое земное существование как временное, не главное, как всего лишь подготовку к бестелесной вечной жизни. Подчинение божественным установлениям, божественной воле объявлялось важнейшим и необходимым условием общественной жизни.

 

Мыслители эпохи Возрождения вновь поставили вопрос о собственной значимости, самоценности человеческого бытия, его телесной и духовной красоте, творческом предназначении (Н. Кузанский, М. Монтень). В Европе зарождается течение гуманизма, которое формулирует идеал цельной, всесторонне развитой личности. Провозглашается абсолютная суверенность личности, общество и государство объявляются всего лишь средством, средой ее развития.

 

Новое время вывело на первый план философских рассуждений познавательные способности человека (Ф. Бэкон, Р. Декарт). Разум человека, наукой рассматривались как главные факторы общественного прогресса. Идеологи Просвещения (Вольтер, Д. Дидро и др.) связывают воедино разум и мораль человека, выводят на первый план гуманистический подход в разрешении общественных проблем. Идеи гуманизма находят свое выражение в учении просветителей о государстве как продукте общественного договора суверенных личностей. И. Кант пытался утвердить человека в качестве независимого субъекта духовной и практической активности, который опирается на врожденные (априорные) формы нравственности. Исходя из двойственного понимания человека как принадлежащего двум различным мирам — природной необходимости и нравственной свободы, И. Кант исследует: «что делает из человека природа» и «что он, как свободно действующее существо, делает или может и должен делать из себя сам». Исходным принципом поведения человека в обществе, полагает И. Кант, является врожденное нравственное чувство — поступать таким образом, чтобы его поступки могли служить эталоном всеобщего поведения. Г. Гегель считал, что человек подчинен действию всеобъемлющего Абсолютного разума, диктующего законы природе и обществу. Л. Фейербах, критикуя идеализм немецкой классической философии, утверждал в созданной им антропологической философии самоценность бытия человека как природного существа, направляемого любовью к другим людям.

 

Однако уже тогда осознавалась односторонность чисто рационалистического понимания сущности человека, недооценка других сторон, аспектов его природы. Сущность человека стали оценивать через проявление других его свойств — иррациональных, т.е. не связанных с разумом. Определяющими свойствами назывались: воля к жизни (А. Шопенгауэр), воля к власти (Ф. Ницше), мистическое самопознание (Ж. Жильсон), неосознаваемые желания и инстинкты (3. Фрейд).

 

Марксизм (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин) вывел на первый план социальную, точнее, социально-экономическую, классовую сторону человека. Экономическое положение человека в обществе, определяемое в первую очередь формами собственности на средства производства, объявлялось определяющим в его социальных, политических, духовных пристрастиях. Сущность человека раскрывалась через многообразие социальных ролей и общественных связей личности.

 

В истории русской философии выделяются два основных подхода к проблеме сущности человека, которая раскрывалась в его предназначении. Один имеет материалистическую и революционную направленность, связан с идеями радикального преобразования русской действительности. Другой носит религиозный характер, нацелен на совершенствование мира в соответствии с идеалами христианства. Особое место в истории русской и мировой философии занимает философия «космизма», рассматривающая человека как часть глобальной космической эволюции, как потенциального преобразователя космоса.

 

В настоящее время философия ищет варианты объединения усилий разных философских воззрений на сущность человека, его связей с природой с целью определить наиболее эффективные стратегии выживания человечества перед лицом глобальных угроз. Наиболее волнующими оказываются проблемы космической, вселенской сущности человека и человечества. В связи с этим возрастает внимание к научным исследованиям антропосоциогенеза — происхождения и эволюции человека и общества в их взаимосвязи.

 

Как же возник человек?

Различают несколько основных подходов к решению проблемы возникновения человека и общества. Исторически первым можно считать мифологический подход, связанный с представлениями о сотворении людей мифическими божествами (Зевс, Юпитер). Множество богов постоянно следит за поведением людей, требуют от них жертв, поклонений, вмешиваются в человеческие дела, вершат правосудие по собственным законам.

 

В противоположность мифологии развивался теологический, религиозный подход (иудаизм, христианство, ислам), в соответствии с которым человек появился на свет посредством акта творения единого Бога. Люди подчиняются законам божественного мироздания, существуя внутри созданной Богом живой и неживой природы. Но в то же время они способны сознавать социально-нравственные требования Создателя (не убий, не укради и др.) и на этой основе вырабатывать нормы нравственности и правовые нормы, выполнение которых гарантируется авторитетом государственной власти. Человек действует согласно высшим указаниям, но обладает и дарованной ему свободой воли, которая может направлять его на путь греха или вести по пути спасения души, оздоровляющего и облагораживающего человека и общество.

 

Существуют и философские концепции антропосоциогенеза. Материалистическая естественнонаучная и философская мысль развивает идеи естественного происхождения человека и общества вследствие саморазвития природы, в основе которого лежит сложная диалектическая связь различных факторов. Наиболее распространенной является концепция происхождения видов живых организмов путем естественного отбора, выдвинутая английским естествоиспытателем Ч. Дарвиным. В ней обосновывается происхождение человека от животных предков. В современных условиях данная теория, хотя она и столкнулась с серьезными трудностями, все же сохраняет свое мировоззренческое значение.

 

Современная антропология (наука о происхождении и эволюции человека) ведет происхождение человека от высших приматов. Согласно этой концепции возникновение и развитие человека был подготовлено переходом австралопитеков (ближайших предков человека — ископаемых обезьян, живших несколько миллионов лет назад) к наземному образу существования, всеядному питанию и использованию первоначально естественных предметов, а затем и специально изготовленных орудий труда. Систематическое изготовление каменных, костяных и деревянных орудий привело к появлению зачатков общественного производства. В результате появлялись первобытные стада людей, которые сообща охотились на животных, умели пользоваться огнем. Их потомки изготавливали уже более сложные по форме и назначению орудия, создавали первые искусственные сооружения, умели добывать огонь. Возникшее общественное производство обусловило появление сознания и речи, сформировало тело человека.

 

Соотношения биологического и социального в человеке 

 

Процесс становления общества и человека продолжался сотни тысяч лет и завершился превращением первобытного стада в первобытное общество. В настоящее время считается, что человек современного типа homo sapiens (человек разумный) возник примерно 30 тысяч лет назад. Итак, человек есть продукт биологической эволюции. В этом смысле он уникален. Однако помимо данной уникальности, общественная жизнь и общественное производство сформировали собственно человеческие свойства у данного биологического вида, благодаря которым люди выделяются из совокупности других живых существ.

К таким относят следующие свойства:

— другие животные могут иметь только непосредственные чувственные образы окружающего мира, человек же способен обозначать эти чувственные образы словами, то есть иметь абстрактные (оторванные от реальных вещей и явлений) образы, идеи;

— человек приобрел способность мысленно отделять себя от окружающего мира, осмысливать свое отношение к нему;

— человек, в отличие от других животных, может строить сложные целесообразные отношения с окружающей средой, то есть осознанно ставить цели и стремиться к ним;

— человек научился приспосабливать окружающую среду к себе, преобразовывать ее;

— человек способен существовать в неестественных для него областях природы (водная, подводная, подземная, воздушная, космическая);

— некоторые животные только эпизодически используют некоторые предметы природы, человек же создал огромный мир искусственных предметов, постоянно ими пользуется и производит новые;

— животные подчиняются только физиологическим потребностям, человек же помимо них, может строить свою жизнь в соответствии и с духовными ценностями (мораль, религия, право и т.д.).

 

Таким образом, человек есть продукт социальной эволюции.

 

Человек — это форма бытия, обладающая специфической совокупностью свойств, придающих ему качество биосоциального существа. Рассмотрение человека в рамках только социального или только биологического подхода односторонне и ограниченно. Например, есть попытки объяснять все социальные процессы сугубо природными свойствами человека. Некоторые концепции при объяснении общественных процессов отводят исключительно важную роль факторам естественного отбора и борьбы за существование (социал-дарвинизм) или факторам наследственности (социал-биологизм). Одни исследователи оптимистически утверждают, что наследственная система человека полноценно отображает итоги его развития как уникального биологического вида. Другие, напротив, полагают, будто человек как биологический вид клонится к угасанию, причиной чего является длительное существование в искусственной (технизированной) среде, накопление мутаций и утеря свойств биологического приспособления. Есть ученые, считающие, что человек еще слишком близок к животному и его природа может быть исправлена благодаря достижениям генетики. При этом возникают нравственные проблемы: как определить, кто именно из людей обладает генотипом с желаемыми чертами и кто должен решать вопрос о полноценности других людей?

 

Но рассмотрение биологических факторов нельзя сводить только к учету генетики. Важно иметь в виду также телесные, физиологические и психические особенности отдельного человека, возможности для их совершенствования в процессе жизни. И вообще, преувеличенная оценка генетических факторов и селекционных технологий неоправданно умаляет роль социального начала в человеке.

 

Человек рождается как существо, относящееся к высшим животным. Он появляется на свет с неразвитыми физиологическими свойствами, которые могут развиться только в условиях социума, т.е. генетически они заложены именно как человеческие. Например, человеческая улыбка носит врожденный характер, но подлинно человеческой она становится лишь в процессе его социальной эволюции. Именно общество наполняет поведение человека социальным содержанием. В случае изоляции от общества ни в поведении, ни в психике ребенка ничего человеческого не проявится. Не возникнет сложное и уникальное для живых существ явление — сознание.

 

Сознание не является природным достоянием человека. Сознательные психические явления формируются прижизненно в результате воспитания, обучения, активного овладения языком, миром культуры. Общественное воздействие преобразует психику (как элемент биологической системы) индивида, превращая его в биосоциальное существо. Именно обществу человек обязан приобретением таких свойств, как преобразовательная орудийная активность, речь, способность к творчеству.

 

Природное и социальное взаимодействие человека и общества противоречиво. Общество таково, каковы образующие его люди. Человек — субъект общественной жизни: он реализует себя в обществе, формирует его своей активностью, определяет его «лицо».

 

Однако! Он является и продуктом общества, отражает особенности его биологического и социального развития. Вот почему в центре внимания общества должны находиться вопросы обеспечения здоровья людей, начиная с рождения и до старости. Биологическое здоровье человека позволяет ему активно участвовать в жизни общества, реализовать свой творческий потенциал, создать полноценную семью, воспитывать детей. В то же время человек, лишенный необходимых социальных условий жизни, или безответственно относящийся к своему здоровью посредством некоторых сомнительных социальных «достижений», теряет свои биологические свойства, деградирует физически. Последнее обстоятельство, как известно, может служить причиной антиобщественного поведения.

 

Поэтому наряду с биологическими и социальными факторами как таковыми необходимо выделить культуру как фактор развития личности. Совершенно очевидно, что человечество, возникшее примерно 30 тыс. лет назад, прошло с тех пор гигантский путь культурной эволюции, накопив огромный запас материальных и духовных ценностей.

 

Таким образом, биологическое и социальное начала тесно взаимосвязаны в человеке. Достижение биологической и социальной гармонии общества и человека на каждом историческом этапе выступает как идеал, стремление к которому способствует развитию, как общества, так и человека.

 

Одной из проблем, которая связана с сущностью человека, является вопрос о зарождении и развитии духовной жизни человека и общества. Существование этих явлений в науке принято связывать с наличием у человека сознания. Что же такое сознание?

 

Сущность и содержание сознания  

 

Сознание многими людьми воспринимается как чудо. Над тайной этого чуда думают веками. С точки зрения религиозных концепций сознание представлялось как нечто привнесенное чем-то (или кем-то) сверхъестественным извне и неизменное. На основе этих представлений возникло понятие «душа». Такие взгляды теоретически обосновывались и закреплялись в различных идеалистических философских системах. Провозглашение сознания сверхъестественной сущностью фактически сняло вопрос о его природе и возможности познания его сущности.

 

Специфически трактовали природу сознания немецкие естествоиспытатели XIX в. (К. Фохт, Л. Бюхнер, Я. Молешотт). Они считали, что сознание есть сугубо материальный процесс: мозг выдает мысль так же, как печень желчь. По их мнению, содержание сознания определяется, главным образом, химическим составом продуктов питания человека. Данная позиция получила название вульгарного материализма.

 

Позиция диалектического материализма в решении проблемы сущности сознания такова:

1) сознание есть специфическое свойство только высокоорганизованной формы материи;

2) нельзя ни отрывать сознание от материи, ни отождествлять их;

3) возникновение сознания обусловлено как биологическими, так и социальными факторами.

 

Одним из самых критических мест данной концепции выступает объяснение, как из материи неживой, не чувствующей возникает материя живая, да к тому же еще и мыслящая. Здесь эта трудность решается на основе принципа отражения, в соответствии с которым вся материя обладает свойством отражения.

 

Отражение — это изменения свойств и структуры, возникающие в объекте под влиянием другого объекта. Характер отражения определяется уровнем развития и сложностью организации материальных объектов.

В связи с этим выделяют следующие стадии развития свойства отражения:

1) отражение в неживой природе (механическое, физическое, химическое);

2) отражение в живой природе (механическое, физическое, химическое, биологическое).

 

Биологическое отражение развивается по следующим ступеням:

а) раздражимость у растений и простейших организмов;

б) появление нервной системы и ее развитие, усложнение рефлексов;

в) возникновение и развитие центральной нервной системы и головного мозга;

 

3) отражение в разумной природе (механическое, физическое, химическое, биологическое, социальное). Социальное отражение и выступает в форме сознания.

 

Таким образом, эволюция материи привела к появлению у одних из представителей живой природы специфического свойства — сознания. Сознание — это свойство головного мозга человека отражать воздействия окружающего мира в форме абстрактного мышления.

 

В результате развития самого сознания человек приобрел способность контролировать свое состояние. Например:

— Вызывать из памяти некоторые чувственные и логические образы;

— Концентрировать внимание на каком-то предмете или мысли;

— Принуждать себя к выполнению каких-либо действий или воздержанию от них;

— Управлять проявлением своего душевного состояния и др.

Опираясь на эти рассуждения, можно назвать элементы сознания, их три.

 

Знания (память) — устойчивое отражение окружающего мира. Знания фиксируются в виде чувственных образов вещей и явлений и абстрактных понятий, которыми люди обозначают чувственные образы. Способность строить логически непротиворечивую систему абстрактных понятий получила название «рассудок». Высшей ступенью развития абстрактного мышления является разум. Это способность человека обобщать теоретические знания и практический опыт, познавать глубинную сущность вещей и явлений, прогнозировать их развитие, делать не очевидные выводы об их отношениях.

 

Эмоции — осмысленные реакции человека на воздействия внутренних и внешних раздражителей. Эмоции проявляются в виде удовольствия или неудовольствия. В экстремальных условиях сила эмоций резко возрастают, что может привести к прекращению действия рассудка. Человек может перестать адекватно реагировать на ситуацию, у него развиваются аффекты — бурные кратковременные эмоции (возбуждение, восторг, ужас и т.п.). В этом случае срабатывает инстинктивный способ реагирования на такую ситуацию, повышенная активность, агрессия, истерика и т.д. Высший продукт развития эмоций человека — чувства. Это совокупность конкретных ситуативных эмоций.

 

Воля — способность к выбору цели действий и к внутренним усилиям для ее достижения.

 

На протяжении длительного времени в науке и философии господствовал принцип антропологического рационализма. Поведение человека рассматривалось только как воплощение его сознания, рациональности. Человек во всех его проявлениях представлялся исключительно мыслящим, сознательным существом, способным рационализировать как свое собственное поведение, так и общественную жизнь. Но, начиная с Нового времени, в учениях о человеке все большее место занимает проблема бессознательного.

 

Бессознательное — это совокупность психических явлений, состояний и процессов, лежащих вне сферы человеческого рассудка, безотчетных, и не поддающихся, по крайней мере, в данный момент, контролю со стороны сознания. Например, бессознательными являются сновидения, гипнотические состояния, состояния невменяемости и т.п. К сфере бессознательных явлений относятся инстинкты, от которых человек как биологическое существо несвободен. Инстинкты порождают у человека подсознательные желания, эмоции, волевые импульсы, которые позже могут попасть в сферу сознания. Так, важную роль в психической и социальной жизни человека и общества играют такие инстинкты как инстинкт самосохранения, половой инстинкт, инстинкт голода и др.

 

Однозначной границы между сознательными и бессознательными явлениями не существует. Так называемые автоматизмы и интуиция могут зарождаться с помощью сознания, но потом погружаться в сферу бессознательного. Автоматизмы — достаточно сложные действия человека, которые первоначально действуют под контролем сознания, но в результате многократного повторения приобретают бессознательный характер, выходят из-под контроля: навыки вождения автомобиля, игры на музыкальных инструментах, пользования телефоном и т.д. Благодаря включению бессознательного, с одной стороны, уменьшается нагрузка на сознание, с другой — увеличиваются творческие возможности человека, когда знания строятся без влияния стереотипов, привычных схем рассуждения.

В начало

Бытие человека

 

Основные понятия, характеризующие бытие человека  

 

Бытие человека рассматривается с двух точек зрения — как индивидуальное и как общественное. Индивидуальное бытие обусловлено двумя группами факторов: природно-биологическими и социальными. Каждая группа факторов приводит к своему результату. В связи с этим выделяют понятия «человек» и «личность».

 

Человек — высшая ступень развития живых организмов на Земле.

 

Личность — человек, обладающий устойчивой системой социально значимых черт.

 

У человека имеются черты, данные ему от природы: рост, вес, цвет кожи и другие. Существуют черты, которые человек приобретает в процессе жизни, но не влияющие (или слабо влияющие) на отношения с окружающими: умение ограничивать свои потребности, выживать в пустыне (лес, пески, снега и т.п.) и другие.

 

Когда же говорят о личности, имеют в виду черты, позволяющие человеку приобрести определенный социальный статус, то есть занять вполне определенное место в обществе: образование, квалификация, деловая активность, организаторские способности, стремление к лидерству и т.п.

 

Слово «личность» первоначально обозначало маску, которую надевал актер в античном театре (можно сравнить с русским словом «личина»). Затем оно стало означать самого актера и его роль, то есть «лицедейство». У римлян термин «рersona» всегда употреблялся только с указанием соответствующей социальной роли: личность царя, личность судьи, личность отца и т.п. Позднее этот термин стал обозначать уже не роль в театре, а место человека в обществе, его социальную роль (чиновника, бандита, предпринимателя, студента и т.д.).

 

Как биологический организм человек принадлежит к типу хордовых, подтипу позвоночных, классу млекопитающих, отряду приматов, семейству гоминид. Поэтому, как и все другие животные, он вынужден, прежде всего, удовлетворять первичные жизненные потребности (в пище, одежде, жилье и др.). Потребность — состояние живого существа, которое характеризует его зависимость от определенных благ. Потребности делят на материальные и духовные. Первые представляют биологическую сторону сущности человека, вторые — социальную. К духовным относятся потребности в познании мира за пределами окружающей среды, творческом самовыражении, в интеллектуальном и нравственном совершенстве и другие.

 

В формировании и удовлетворении своих потребностей люди часто не знают меры, т.е. не могут предвидеть момента, когда необходимо уже остановить удовлетворение каких-то потребностей. Особенно это актуально в настоящее время, когда люди подвержены воздействию рекламы гигантских масштабов. Поэтому возникает тема подлинных и мнимых потребностей. Не всякий человек способен определить критерий (признак), по которому можно было бы отделить потребности надуманные от потребностей необходимых. Возможно, стоит воспользоваться рекомендацией древнегреческого  философа Эпикура. Мнимыми он называл потребности неестественные, которые, следовательно, и не являются необходимыми. Главный признак для их различения — удовлетворение неестественных потребностей ведет к болезни тела и беспокойству души.

 

Человек способен сознательно регулировать свои потребности, опираясь на моральные нормы и учитывая интересы общества. Способность — это свойство человека совершать какие-либо физические или умственные действия. Существуют различные классификации способностей. Одними из часто употребляемых оценок способностей являются следующие. Одаренность — это общие способности к высокоэффективной активности в какой-нибудь области. Талант — высокий уровень развития специальных способностей. Гениальность — это высшее проявление творческих способностей, реализованных в конкретных достижениях.

 

Большинство философских концепций утверждает, что человек развивается под воздействием общества и в нём только и становится личностью. Каково общество — такова и личность. Эта зависимость отражена в народной мудрости: «С волками жить — по-волчьи выть». Человек, выросший вне общества, так и остается животным. Личность связана с обществом через какой-то коллектив (со всеми людьми непосредственно человек физически не может быть связан). Каждый человек состоит в нескольких коллективах: семья, учёба, работа, соседи, общественная деятельность и т.д. Чем больше сфера общения, т.е. под чьим большим воздействием со стороны окружающих находится человек, тем больше у него социальных черт. Поэтому распространенным наказанием в любом обществе является изоляция опасных личностей. А прогрессивные личности всячески пропагандируются. И то, и другое направлено на развитие нравственной культуры общества.

 

Виды человеческой активности  

 

Человек, как любое материальное тело, является элементом природы. Но его способ включения в окружающую среду имеет принципиально иной характер. Этот способ -активное преобразование среды. Такой способ получил название практика.

 

В предыдущем разделе уже говорилось, что необходимость активности диктуется наличием зависимости (связи). Эти отношения имеют место и в живой, и в неживой природе. Различные объекты неживой природы могут характеризоваться такими свойствами, как сейсмическая активность, радиоактивность, оптическая активность и т.п. К примеру, оптическая активность — это свойство ряда веществ (сахара, скипидара и др.) вызывать поворот плоскости поляризации проходящего через них света. Для живых существ их подвижность, как форма активности, приобретает особое значение, выступая фактором выживания. Активность живых существ вызывается их зависимостью от ресурсов окружающей среды, с которой они вынуждены обмениваться веществом и энергией для поддержания жизни. Без поиска и борьбы за ресурсы существование организмов в качестве живых не возможно. В естественной природе данные процессы у живых существ протекают рефлекторно, на основе инстинкта, при этом живой организм может рассчитывать только на уже готовые для употребления «продукты».

 

В отличие от других животных человек способен осознанно ставить себе цели. Наличие сознания позволяет ему осуществлять целесообразную активность.

 

Под практикой следует понимать не любой поступок, а лишь такой, который коренным образом изменяет окружающие вещи, то есть качественно преобразует их. Практика — это целенаправленная предметная активность человека по преобразованию материальных систем. Чаще всего для преобразования окружающей среды человек использует какие-либо предметы. Животные тоже иногда используют предметы в качестве орудий и даже их изготавливают. Но существенное отличие заключается в том, что человек создает сложные искусственные средства преобразования среды, которые воспроизводятся и передаются от поколения к поколению как особая культурная реальность.

 

Общение людей в процессе преобразования окружающей среды есть, в сущности,   преобразование самих людей (обучение и воспитание). Таким образом, преобразуя     природу, человек приспосабливает ее к себе, одновременно сам приспосабливается к природе и окружающим людям, преобразует себя.

 

В этом взаимодействии активность человека может проявляться по-разному. В связи с этим различают понятия «поведение» и «деятельность». Хотя в обычном употреблении эти термины используются как синонимы.

 

Термином «поведение» обозначается активность, поступки, направленные на приспособление к имеющейся окружающей среде. У животных это приспособление идет, в основном, к природной среде; у человека — и к природной, и к социальной среде. Типичным примером социального поведения является следование сложившимся в данном коллективе (школа, работа, спортивная команда и т.п.) правилам, нормам, обычаям и т.д. Житейская мудрость выработала соответствующие установки: «В чужой монастырь со своим уставом не лезь» и другие. Приспособленческое поведение допускает различную активность, но только в рамках сложившихся обстоятельств (требований, инструкций, программ и т.п.). Способность человека к инициативе, творчеству дает возможность отличать друг от друга названные виды активности.

 

Поведение — исполнительская активность, с помощью которой человек реализует чужую программу действий. Всегда ли человек остается в рамках инструкций или требований? — Нет. А почему? Потому, что у человека часто возникает собственный взгляд на ситуацию, который диктуется личными интересами. Ему представляется, что он способен улучшить ситуацию для других или для себя (может быть даже без ущерба для других), если своими поступками выйдет за рамки чужих инструкций.

 

Деятельность — творческая активность, осуществляемая для реализации личной программы действий. Выполняя чьи-то инструкции (приказы, законы и т.п.), человек формально ни за что не отвечает. Только за полноту выполнения данных инструкций. Ставя же свои цели и начиная деятельность, человек берет на себя ответственность за результаты этой деятельности. Поэтому у мудрого человека самостоятельный выход за рамки правил, т.е. самодеятельность, должна сопровождаться мыслью: «Что я выиграю или проиграю при этом? Готов ли я заплатить чужую цену за то, что натворил по собственной инициативе?» Цена чужая потому, что самодеятельность всегда приходится объяснять, доказывать ее необходимость, а нередко и подвергаться санкциям. Ведь самодеятельность (если она не художественная) — это по определению есть нарушение правил, инструкций, законов и т.п.

 

Таким образом, признаком деятельности является творчество. Это понятие обозначает способность человека создавать качественно новые объекты. В духовной сфере ведущую роль играет научное творчество, то есть открытие ранее неизвестных человеку явлений, их связей с другими явлениями. Строго говоря, научное творчество имеет важнейшее значение во всех сферах жизни общества. В экономической сфере его главное назначение состоит в том, чтобы воплощаться, переходить в техническое творчество, изобретательство. В духовной сфере, помимо научного, человечество широко опирается на плоды художественного творчества. В политической сфере отношения людей строятся на основе законотворчества. Достижение гармонических отношений в социальной сфере во многом зависит от педагогического творчества. Человек по своей природе есть творческое существо, поэтому можно выделять и другие виды творческой активности.

 

Человеческая активность в целом, то есть не обязательно творческая, может быть классифицирована по различным признакам. По сферам проявления можно выделить практическую активность — преобразование предметов природы, создание искусственных предметов, в том числе социальных институтов, и духовную активность — создание и преобразование различных систем идей и образов.

 

Основные явления социальной жизни человека 

 

По способу формирования человека как личности выделяют следующие виды активности: игра, труд, общение, коммуникация.

 

Игра — это форма активности, в которой действия человека носят условный характер и лишены конкретной практической необходимости. В игре человек выходит за рамки обычных действий и обычного использования предметов. Эта характеристика относится как к детским играм, так и к игровым элементам активности взрослых людей. Для многих людей игра выступает способом освоения новых социальных функций (например, деловая игра). В этом случае формируются и развиваются новые навыки, тренируется приспособление человека к незнакомым ситуациям, к совместным действиям с другими людьми. Игра нередко объединяет людей с различным положением в обществе. Такое разнообразие ситуаций, идей и действий способствует развитию творчества. Для ребенка игра вообще является средством приобретения первичного жизненного опыта и «площадкой» для демонстрации своих способностей.

 

Различные игры способствую развитию различных сторон личности. Так функциональные игры (например, наборы для конструирования) позволяют осмыслить назначение предметов, их взаимодействие, способы действия с ними людей. Игры по правилам формируют навыки коллективных действий людей, тренируют коллективную дисциплину. Таким образом, игра может быть представлена как форма обучения, т.е. овладения знаниями, навыками и умениями в какой-либо сфере жизни общества. Она совершенствует практическую и духовную активность личности, подготавливает ее к профессиональному труду.

 

Труд — активность человека, направленная на создание общественно полезного продукта, удовлетворяющего материальные и духовные потребности людей.

Более подробно роль труда представляется следующим образом:

— это источник дохода (материальных благ);

— это средство для формирования и развития способностей человека (наряду с игрой);

— это вид релаксации (восстановления сил), то есть труд может выступать в качестве психологического отдыха за счет смены формы активности с духовной на практическую;

— труд может выступать в качестве тренировки мобильности личности, средства от скуки и апатии (безразличия) к общественным явлениям;

— это источник новых социальных контактов, связей, которые могут стать средством решения каких-то проблем;

— труд является основанием для осознания личностью своей значимости в семье, среди друзей и коллег.

 

Множественные разделения труда, произошедшие в истории человечества, привели к появлению различных профессий. Профессия — это вид занятий человека, владеющего комплексом определенных теоретических знаний и практических навыков (например, юрист). Наличие особых знаний и навыков по данной профессии, приобретенных в результате целевого обучения, называется специальностью (например, специалист в области гражданского права). Уровень подготовки, знаний и опыта по данной специальности называется квалификацией. Она фиксируется в виде разрядов и званий.

 

Общение — форма активности, в процессе которой происходит обмен информацией и действиями. Коммуникация выступает подвидом общения и подразумевает обмен только информацией. В общении происходит передача и усвоение человеческого опыта. При этом могут использоваться как вербальные (слова), так и невербальные (мимика, поза, жесты и др.) средства общения.

 

Помимо воспроизведения человеческого опыта общение выполняет и другие функции:

информационная, т.е. направлено на установление взаимопонимания в отношениях между людьми, взаимного выяснение чужих убеждений, ценностей, мотивов активности;

регулятивная, позволяет осуществлять разделение труда для экономии ресурсов (например, времени), а также позволяет согласовывать совместные действия для повышения их эффективности;

компенсаторная, общение может выступить эффективным средством снятия нервного напряжения, стресса, поиска выхода из сложных ситуаций, утешения и т.д.;

воспитательная.

 

По своему существу игра и труд также выступают видами общения. Многообразие видов общения можно представить и в других классификациях. По виду социальных субъектов общение бывает межличностное, личностно-групповое и межгрупповое. По сферам общественной жизни можно выделить экономическое, социальное, политическое и духовное общение. По наличию (отсутствию) промежуточных звеньев (например, телефон, курьер и т.д.) общение может быть непосредственным и опосредованным. Выделять виды общения можно по цели, продолжительности и другим признакам.

В начало

Личность как субъект общественной жизни  

 

Для характеристики людей используются понятия «человек», «личность», «индивид». Нередко их используют как синонимы, хотя это неверно. Смысл первых двух уже указан. Понятие «индивид» обозначает отдельного человека, единичного представителя человеческого рода. Уникальность, своеобразие, оригинальность свойств человека, отличие от окружающих людей составляет его индивидуальность. Часть этих свойств являются природными, другая часть формируется под влиянием общества.

 

Понятие и этапы социализации  

 

Человек — существо социальное. Однако ни один человек не рождается готовым членом общества. Включение индивида в общество осуществляется через усвоение социальных норм и ценностей, приобретение навыков необходимого в обществе поведения. Этот процесс и называется «социализация». При исследовании социализации рассматривают следующие явления: социализант, социализатор, социализирующее воздействие, первичная и вторичная социализация. Социализант — индивид, подвергающийся социализации. Социализатор — окружение, оказывающее социализирующее влияние на человека. Здесь различают два элемента. Агентуры социализации — институты, оказывающие влияние. Это может быть семья, школа, средства массовой информации и т.д. И агенты социализации — люди, непосредственно окружающие индивида: друзья, родственники, учителя и т.д.

 

Социализация — это процесс, который продолжается всю жизнь. Однако на различных этапах ее содержание и направленность могут меняться. В связи с этим выделяют первичную и вторичную социализацию. Первичная социализация — это процесс формирования зрелой личности. Этот этап начинается в младенчестве и осуществляется до наступления социальной зрелости. Социальная зрелость означает устойчивую способность человека к соблюдению социальных норм. Вторичная социализация — это освоение специфических знаний и навыков, связанных с приобретением какой-то профессии или с вхождением в новые общности. Этот процесс происходит со зрелой личностью и продолжается всю жизнь. В это время возможна десоциализация, т.е. отказ от ранее усвоенных норм, и ресоциализация, т.е. усвоение новых норм взамен утраченных.

 

Разумеется, главную роль в социализации индивида играет семья и ближайшие сверстники. От них человек начинает перенимать образцы поведения. Учебные заведения дают индивиду модели поведения во всевозможных социальных группах. Высшие и средние специальные учебные заведения готовят человека к профессиональному труду. Поэтому они играют роль, как агентуры вторичной социализации, так и ресоциализации.

 

По характеру вхождения индивида в новые для него общности различают следующие модели социализации: конформную, инновационную, ритуальную, эскейпизм, бунт.

 

Конформная (приспособленческая) модель социализации характеризуется тем, что индивид разделяет цели конкретного сообщества и стремится осуществить их рекомендуемыми средствами.

 

Инновационная модель характеризуется тем, что индивид, принимая цели и ценности сообщества, стремится их осуществить необычными, непризнанными и, возможно, не одобряемыми членами сообщества способами и средствами.

 

Ритуализм проявляется в том, что индивид, не признавая цели и ценности конкретного сообщества, тем не менее, соблюдает «правила игры». То есть мыслит он не в соответствии с нормами и ценностями культуры сообщества, но его поведение и наблюдаемые поступки соответствуют сложившимся в сообществе представлениям о допустимых способах и средствах достижения социальных целей.

 

Эскейпизм — отстранение, уход от социальной реальности — характерен для индивидов, которые отрицают как цели и ценности сообщества, так и способы и средства их достижения. Индивид как бы признает свою собственную чужеродность имеющейся реальности, сознавая при этом, что он не может противостоять сложившимся в обществе отношениям, реальной практике функционирования имеющихся в обществе институтов.

 

Бунт, мятеж — это такая форма социализации индивида, когда все его существо направлено на активное противостояние и опровержение норм и ценностей общества. При этом социальные ценности, культура сообщества как среда существования самого индивида, могут отрицаться, преобразовываться или уничтожаться.

 

Наряду с понятием «социализация» в процессе формирования личности используется понятие «воспитание». Оно обозначает перевод внешних для человека требований общества (группы) во внутреннюю установку на следование этим требованиям. С точки зрения человека, подвергающегося общественному воздействию, социализация тождественна воспитанию. А с точки зрения воздействующего лица (группы) воспитание — это профессиональная активность педагогов или воздействие других лиц. Что касается внешних для человека требований, то под ними необходимо понимать не только прямые указания каких-то людей, но и «требования жизни», т.е. реально сложившиеся отношения между окружающими людьми, их привычки и обычаи. А они как раз могут противоречить нормам которые пропагандируют официальные воспитатели. И еще хуже, если воспитатели своим поведением отрицают то, чему учат.

 

Но воспитание не заканчивается с взрослением человека. Это процесс продолжается всю жизнь. И если в детстве человека воспитывали окружающие, то с возрастом он сам начинает воздействовать на себя. Такой процесс называется самовоспитанием.

 

Идентификация и свобода личности 

 

На протяжении всей своей жизни мы взаимодействуем с другими людьми, благодаря чему формируется наша личность, создается набор ценностей и вырабатывается манера поведения. Складывается наша индивидуальность, приобретаются навыки самостоятельных рассуждений и действий.

 

От социализации следует отличать процесс идентификации. Если первое — это формирование желаемых качеств личности, то второе — это поиск в некоей личности значимых свойств, выделение ее индивидуальности, и отнесение данной личности к какому-то типу. В этом образе находят отражение наиболее существенные отличительные черты: биологические и социальные.

 

Есть два типа идентификации, которые выделяют социологи: социальная идентификация и самоидентификация (или персональная идентификация).

 

Социальная идентификация — это поиск и типизация личностей по набору признаков, которые осуществляет общество. Эти признаки служат своего рода опознавательными знаками, показывающими, кем является их носитель. Они позволяют рассматривать человека как члена определенной группы, в которую входят индивиды с аналогичными признаками. Когда мы говорим о человеке, что он студент, юрист, атеист, горожанин, семейный человек и т.д., мы имеем дело с социальной идентификацией. Большинство людей одновременно попадают в различные социальные группы, что приводит к более сложной идентификации. Например, женщина может быть не только матерью, но и учителем по образованию, мусуль­манкой по вероисповеданию и к тому же занимать пост в городской администрации. Сложность социальной идентификации обусловлена многообразием аспектов человеческой активности. Это многообразие социальных идентификаций для отдельной личности нередко становится источником конфликтов. Многие люди строят свою жизнь в соответствии с одной определенной идентификацией, которой они стараются придерживаться (в большей или меньшей степени).

 

Общие идентификационные признаки (проистекающие из функций, общих целей, ценностей или жизненного опыта) могут стать базисом для выделения социальных движений. Феминистки, защитники окружающей среды, профсоюзные активисты, участники религиозных или национальных движений — объединяющим фактором в каждом из этих случаев служит принадлежность членов движения к соответствующей «социально идентифицируемой» группе.

 

Если социальная идентификация позволяет установить сходство между людьми, то самоидентификация дает нам возможность рассматривать себя изолированно как отдельных индивидов. Самоидентификация осуществляется по мере развития личности, в ходе которого мы учимся воспринимать самих себя и окружающий нас мир. Именно благодаря постоянному взаимодействию человека с окружающими людьми у него формируется осознание собственного «я». Такое взаимодействие индивида и социума помогает установить связь между этими двумя мирами — миром личного и миром общественного. Хотя культурное и социальное окружения оказывают определенное влияние на процесс самоидентификации, тем не менее, главную роль здесь играют личностные факторы и способность человека совершать самостоятельный выбор.

 

Наблюдая за изменениями самоидентификации при переходе от традиционных общественных форм к современным, можно заметить, как влияние традиционных «наследуемых» факторов, ранее игравших главную роль в определении идентификации, постепенно сходит на нет. Если когда-то индивидуальность человека формировалась под воздействием широкой, хотя и ограниченной классовыми или национальными рамками, социальной группы, к которой он принадлежал, то сегодня его индивидуальность куда более многообразна и менее стабильна. Процессы урбанизации, индустриализации и распада предшествующих социальных формаций в значительной степени ослабили влияние общепринятых правил и обычаев, передающихся из поколения в поколение. Люди стали более мобильны как социально, так и территориально. Они, зачастую, вырываются за пределы относительно однородных обществ старого типа, где дети автоматически перенимали законы своих родителей. Как следствие, на передний план вышли другие факторы, имеющие значение при самоидентификации, например, техническая культура, музыкальные или спортивные пристрастия или сексуальная ориентация.

 

В сегодняшнем мире многие пытаются использовать возможность «делать» себя самому, создавать свою индивидуальность («сами себе режиссеры»). Сейчас, когда на традиционные указатели обращают гораздо меньше внимания, чем раньше, социальный мир открывается перед человеком во всем своем многообразии возможностей: кто ты, как ты будешь жить и что ты хочешь делать? На все эти вопросы он берется отвечать сам, без подсказки со стороны. Те решения, которые он принимает в повседневной жизни (что одевать, как вести себя и как проводить свободное время) исподволь формируют его личность. Благодаря способности к самосознанию и самоанализу, человек непрерывно создает и корректирует свою идентификацию.

 

Осознание личностью необходимости для общества своих способностей, знании, навыков и успешное их осуществление в социальных отношениях посредством волевых усилий называется самореализацией личности. Активность высокоразвитой личности системна, т.е. упорядочена и согласована с окружающей природной и социальной средой. Такие отношения личности с внешним миром возможны благодаря осмысленному сочетанию поведения и деятельности, а также отказу в необходимых случаях от всяких действий. Такое осмысленное сочетание различных видов активности и пассивности называется саморегуляция. Анализ данной способности людей приводит к осмыслению понятия «свобода».

 

Свобода — это способность личности реализовывать собственную программу отношений с окружающим миром и обосновывать свой выбор. И способность действовать или не действовать по своему усмотрению, и способность давать в этом ясный отчет себе и другим демонстрирует некоторую независимость человека от внешних обстоятельств и внутренних инстинктов и страстей. В этом случае можно говорить о том, что человек перестает быть «рабом» необходимости, внешнего или внутреннего принуждения. Под необходимостью следует понимать обстоятельство, которое объективно невозможно исключить из системы отношений, т.е. обстоятельство, на которое человек не способен повлиять. В этом смысле человек изначально является «рабом» природных и социальных законов. Однако, если человек не может повлиять на обстоятельство, то он может менять свою активность в этих обстоятельствах. Его духовность, понятия о морали и праве, инициатива и творчество делают человека субъектом не всегда предсказуемых действий. Это и оценивается как проявление свободы, как реализация возможности выбора. Способность разумно обосновать свой выбор представляет собой ответственность личности. Правда, свою свободу люди нередко используют и в разрез с интересами общества.

 

Свобода — противоречивое явление. Многие о ней мечтают, но не все понимают, что за нее нужно платить риском ответственности (например, доходом или состоянием в предпринимательстве, должностью или авторитетом в политике). Из тех, кто это понимает, некоторые выбирают спокойное существование, т.е. готовы выполнять любые указания, лишь бы самому ни за что не отвечать. Другие и хотели бы действовать свободно, но связаны различными обязательствами.

 

Таким образом, степень свободы личности, определяется его системой межличностных отношений, набором зависимостей и независимостей от людей и обстоятельств, которые он сам сформировал и решил отстаивать. Эти отношения наполняют общение конкретным содержанием: действия могут быть дружественными и враждебными, передаваемая информация может быть подробной или поверхностной и т.д. Увеличение времени общения может способствовать как возникновению эмоциональных связей (симпатии или антипатии), так стремления разорвать общение, обособиться.

 

Межличностные отношения определяют положение человека в группе, коллективе. От того, как они складываются, зависит степень его удовлетворенности пребыванием в данном коллективе, оценивание коллег и самооценка. Эмоциональный фон всей системы отношений в данной общности, морально-психологическую сторону осуществления функциональных связей, называют социально-психологическим климатом.

 

Интересы людей, которые являются источником их активности, различны и часто противоположны. Это относится и к оценке объема своей и чужой свободы. Кого-то огорчает недостаток собственной свободы, а кого-то раздражает нежелание других людей (например, должностных лиц) брать ответственность на себя, их подчеркнутый формализм. У отдельных индивидов могут быть различные взгляды на организацию общества, на свое место в этой организации, на оценку своей роли в системе общественных отношений. При несовпадении взглядов между индивидами возникают противоречия, которые, обостряясь, развиваются в конфликты. Понятие «конфликт» берет свое начало от латинского слова «conflictus», что означает столкновение. Конфликт есть проявление свободы, стремление к независимости в своих суждениях и действиях. В устоявшихся коллективах конфликты случаются реже из-за того, что многие интересы уже согласованы или успешно освоены способы разрешения конфликтных ситуаций:

— уход, т.е. практическое или мысленное устранение от столкновения;

— смягчение, т.е. изменение своих требований в соответствии с интересами другой стороны;

— силовой подход, т.е. силовое давление или угроза его применения без учета интересов другой стороны;

— компромисс, т.е. взаимные уступки сторон.

 

Эти способы могут применяться как по отдельности, так и какой-то комбинации.

В начало

Духовный мир человека 

 

Духовный мир человека — это его индивидуальная духовность, совокупность идей и образов, ценностей и интересов. Этот мир выражает уникальный набор черт личности, который проявляется в индивидуальных особенностях его отношений с окружающим миром. Духовный мир формируется в процессе социализации, когда складывается иерархия ценностей данной личности. Эта иерархия может изменяться на протяжении всей жизни человека.

 

Понятие ценности 

 

Философское учение о ценностях и их природе называется аксиологией. Это учение имеет богатую историю. В античной, а затем и средневековой философии ценности отождествлялись с самим бытием. Начиная уже с Сократа и Платона, основными вопросами были: Что есть благо? Что есть справедливость? Они же являлись и главными критериями истинного бытия.

 

Уже в античной философии наблюдаются разные подходы к вопросу об абсолютном и относительном характере ценностей. Если, например, по мнению Платона, высшие ценности носят абсолютный характер, то с точки зрения софистов, все ценности индивидуальны и относительны. Это вытекало из их основного тезиса: «человек есть мера всех вещей».

 

Попытку разделять ценности предпринял Аристотель. Он, с одной стороны, признает самодостаточные ценности, к которым, в частности, относятся человек, счастье, справедливость и т.д. Но вместе с тем, он утверждает и относительный характер многих ценностей.

 

Различные исторические эпохи и разные философские системы накладывают свой отпечаток на понимание ценностей. В Средние века ценности приобретают религиозный характер. Эпоха Возрождения выдвигает на первый план ценности гуманизма. В Новое время развитие науки и новых общественных отношений во многом определяют и основной подход к рассмотрению предметов и явлений как ценностей. Гегель особое внимание уделяет разграничению ценностей на экономические (утилитарные) и духовные. Первые выступают как товары. Любой предмет, удовлетворяющий какую-либо потребность людей, является ценностью. Эти ценности всегда относительны, т.е. зависят от спроса, «от продажи, от вкуса публики». Во втором смысле ценности связываются со свободой духа. Здесь ценность есть не объективная реальность, а идеальное бытие. Это добро, истина, красота, которые имеют самодостаточное значение, то есть являются целями сами по себе и не могут служить средством для каких-то иных целей. Ценности рассматриваются как нормы, которые не зависят от человека и образуют общую основу конкретных ценностей и культуры.

 

Ценности тем выше, чем они долговечнее и чем выше удовлетворение, которое мы от них получаем. В этом смысле наименее долговечными являются ценности, связанные с удовлетворением чувственных желаний и с материальными благами. Более высокими являются ценности «прекрасного» и «познавательные» ценности.

 

Каждый человек строит жизнь в соответствии с определенной системой ценностей, которая призвана удовлетворить его потребности. Ценность — это материальное или духовное благо, которым человек стремится обладать. Благо — это явление, которое обеспечивает жизнь и развитие человека (вещь, идея, событие). В этом смысле можно сказать, что ценности определяют способ существования личности.

 

Разные ценности имеют для личности различное значение. С этим обстоятельством связано построение иерархии ценностей. Ценности, их иерархическая структура носит конкретно-исторический и личностный характер. Одни и те же предметы и явления для разных людей могут представлять неодинаковую ценность, так же как и в различное время у одного и того же человека. Сытый и голодный будут по-разному относиться к куску хлеба, а симфоническая музыка (или рок-музыка) могут вызывать у людей не только чувство глубочайшего наслаждения, но и раздражение. То есть, существует не только историческая, но и индивидуальная динамика ценностей и их иерархии.

 

Однако, несмотря на различие ценностей и их относительный характер, имеется самая высшая и абсолютная ценность — это сам человек, его жизнь. Такую же ценность представляют и социальные общности, и общество в целом. Помимо этого к высшим ценностям следует отнести такие наиболее общие для людей ценности, как смысл жизни, добро, справедливость, красота, истина, свобода и т.д.

 

Сравнительный анализ ценностей западной и восточной культур на современном этапе их развития показывает, что в западной культуре в качестве первичных выступают такие ценности, как индивидуальность, богатство, эффективность, первенство, агрессивность, уважение к молодежи, равенство женщин в обществе. В восточной культуре на первом месте находятся коллективная ответственность, скромность, уважение к старшим, патриотизм, материнство, авторитаризм. В каждом типе культуры имеются свои достоинства и недостатки. Одной из важнейших тенденций развития современной общественной мысли является все большее внимание к человеку, к проблемам его бытия в мире и к его внутреннему миру. Осуществляется попытка соединить человека с миром, сделать человека разумным творцом социального мира, а мир действительно человечным.

 

Целостность духовного мира человека проявляется в его мировоззрении.

 

Понятие и виды мировоззрения  

 

Мировоззрение — это совокупность взглядов человека на мир, на свое место в нем; совокупность ценностей, норм, убеждений и идеалов. Мировоззрение является фундаментом человеческого сознания. Оно может быть основано на различных знаниях и способах мышления. В зависимости от знаний, которые лежат в основе мировоззрения, оно может принимать следующие формы.

 

Мифологическое мировоззрение представляет собой фантастическое, т.е. выдуманное, представление о действительности. Классический пример — античная мифология. Данное мировоззрение доминировало в общественном сознании древнего общества. Оно складывалось как единая (синкретическая) форма сознания, нерасчлененная на отдельные виды. Это наиболее ранняя форма духовности человека, объединяющая зачатки знаний, верований, моральных норм, политических взглядов, разных видов искусства и философского осмысления мира. Человек постепенно осмысливал природу и потому одушевлял ее по аналогии с собой. В мифологическом сознании сочетались реальность и фантазия, естественное и сверхъестественное, знание и вера, мысли и эмоции.

 

Религиозное мировоззрение основано на вере в сверхъестественные силы, которые играют главную роль в устройстве мира. Это мировоззрение предполагает раздвоение мира на земной и небесный, поклонение сверхъестественным существам. С угасанием мифологической формы общественного сознания мышление людей начинает выражаться в первобытных формах религии: фетишизме, тотемизме, анимизме, первобытной магии. Религия — это один из вариантов поиска смысла мира, одна из попыток его понимания. Согласно богословскому толкованию религия связывает человека с Богом. Для религии мир имеет разумный смысл и цель. Духовным началом мира, его центром, специфической точкой отсчета среди относительности и текучести мирового многообразия является Бог. Таким образом, религиозное мышление является исторически сложившейся формой мировоззрения, его очередным этапом развития.

 

Обыденное мировоззрение проявляет себя в форме знаний, накапливаемых людьми в повседневном опыте, и оцениваемых с точки зрения здравого смысла при решении практических задач. Эти знания играют значительную роль в жизни людей, но не всегда являются достаточно продуманными, не лишены ошибок и заблуждений. Почти всегда трудности возникают при решении сложных проблем, когда требуются фундаментальные научные знания.

 

Научное (в том числе, философское) мировоззрение представляет собой рациональное объяснение мира, основанное на логическом анализе и целенаправленной практике. Ему присущ доказательный и системный характер знаний. Поэтому философия, формируя целостное понимание мира, выступает ядром мировоззрения. Рождение философии было одной из составных частей культурного развития человечества, обеспечившее резкий прирост теоретических знаний о мире. Одной из основных в философии является проблема предназначения человека, цели и смысла его жизни.

 

Проблема смысла жизни человека

 

Человек — единственное животное, для которого его собственное существование является проблемой, и которую он вынужден постоянно решать. Этот вопрос — вечный. Каждое новое поколение пытается найти на него приемлемый ответ. Для некоторых людей эти поиски решения связаны с сильными душевными переживаниями. Эту проблему обостряют социальные факторы и события личной жизни человека: возрастные периоды, крутые изменения в личной судьбе, утрата близких людей и др.

 

Что же такое «смысл жизни»? Это совокупность идей, обосновывающих выбор человеком целей его существования и способов их достижения.

 

Цель жизни — это состояние, к которому стремится привести свою жизнь человек. Эта цель, чаще всего, строится из каких-то конкретных целей на отдельный период времени. А может быть наоборот: Большая Цель диктует промежуточные этапы ее достижения.

 

Довольно часто люди не различают цель и смысл жизни. Формулировка цели отвечает на вопрос «Что нужно человеку, чего он собирается достичь?» Формула смысла жизни отвечает на вопрос «Для чего ему это желаемое состояние нужно?» При том, что эти вопросы близки, они характеризуют разные явления. При отсутствии целей, нет и идей по поводу выбора подходящей и способов ее достижения, то есть отсутствует и смысл. Но и наличие выбора не гарантирует наличие смысла в достижении этих целей. То есть могут быть цели, достижение которых бессмысленно для того, кто перед ней стоит или уже к ней стремится, поскольку не обоснована необходимость ее достижения.

 

Людей — миллиарды. У каждого свои интересы и цели. Поэтому единая для всех формула смысла жизни не возможна. Философия аккумулирует, анализирует опыт человечества по этой проблеме и дает возможность познакомиться с вариантами решения этой проблемы. А каждый человек должен сам найти свой смысл жизни, прилагая для этого собственные духовные усилия.

 

Обращаясь к истории человеческой культуры, обществоведы выделяют несколько получивших распространение подходов. Широко известен религиозный подход, основанный на вере в божественное происхождение души, посмертное существование которой зависит от выполнения установленных религией норм поведения. Жизнь при этом теряет собственную ценность, становится лишь кратковременным средством обеспечения вечного духовного существования. Такой подход, естественно, ведет к аскетизму, самоограничению собственно человеческих потребностей и желаний. Близок к нему фатализм, который утверждает изначальную неизбежность происходящего, невозможность для человека радикально повлиять на события собственной жизни, не говоря о жизни общества. Самое большее, что может человек, — пытаться сохранить свое внутреннее достоинство перед лицом неумолимого рока.

 

Прямо противоположно гедонистическое понимание смысла жизни, корни которого уходят в древнегреческую культуру. Гедонизм сводит смысл жизни к наслаждению, наслаждению любой ценой и как можно более полному.

 

Как показала история, в большинстве случаев реализуется подход, при котором смысл жизни человека переносится в сферу общественных отношений, подчиняется определенному социальному идеалу. Таким идеалом может быть патриотизм — служение Отечеству, своему народу. В качестве социального идеала может выступать благополучие, процветание нации, ее самоопределение, культура, благосостояние. К социальным идеалам относится и служение определенным классам, примером чего является социалистический идеал, связанный со стремлением к освобождению людей от экономической эксплуатации и социального неравенства. Человек может избрать целью своей жизни служение идеалам Истины, Добра, Справедливости, Красоты и т.д.

 

Широко распространен гуманистический подход, ориентированный на самовыражение, самореализацию человека во всех аспектах его существования. Он стремится к тому, чтобы быть здоровым, физически развитым, нормально питаться, создавать семью, растить детей, пользоваться всей полнотой счастья, отведенного ему природой. В то же время человек как существо социальное стремится к общественной самореализации во всех значимых областях социальной жизни. Он должен многое дать обществу и многое получить от общества. Наконец, человек как существо духовное вправе стремиться к самореализации в сфере высших для него этических и эстетических свойств. Как правило, это комплекс идей, включающих служение семье, Родине, Богу. С жизненным опытом понимание человеком цели и смысла его существования может изменяться, совершенствоваться, расширяться, приобретать новые формы выражения.

 

В настоящее время все больше распространяется подход, при котором в центр человеческого мировоззрения ставится сама жизнь, прежде всего жизнь нашей планеты. Этика «благоговения перед жизнью» способствует гуманизации человеческого общества, облагораживает духовный мир человека, способствует уменьшению насилия, разрешению глобальных проблем современности.

 

Таким образом, к настоящему времени в философии сформулированы следующие варианты обретения смысла жизни.

1. Смысл жизни в том, чтобы достигать таких целей, которые обеспечат исключительно личное благополучие, только собственное совершенствование, только личное спасение или удовольствие, славу или карьеру и т.п.

2. Смысл жизни в удовлетворении от служения кому-то или чему-то (Богу, государству, науке, коммунизму, семье, совершенствованию человечества как венца природы и т.д.).

 

Эти варианты — крайности. В их основе противоположные жизненные позиции: эгоизм и альтруизм. Ведь каждый человек вынужден жить между двумя полюсами: Я (мое тело и душа) и Окружающий мир. Поэтому и существует две сферы его беспокойства: он сам и то, что его окружает. Но ни эгоизм, ни альтруизм в чистом виде, как правило, не доводят до добра и справедливости, более того, они в полном объеме никогда не могут быть реализованы. Поэтому в реальной жизни многие люди стараются держаться «золотой середины», т.е. других людей не озлоблять, и себя не обделять.

 

Но находятся люди, которых указанные варианты не устраивают. Из них одни продолжают искать решение этой проблемы, а другие перестают ломать себе голову над этим. Их позиции описываются следующими формулами.

 

3. Смысл жизни в том, чтобы искать этот смысл; если не мы, то следующие поколения найдут ответ на этот вопрос. Примечательно, в процессе своих поисков они фактически придерживаются той самой «золотой середины» между первыми двумя вариантами смысла жизни, т.е. служат своей Идее и при этом заботятся о своем благополучии, чтобы хватило сил идти к этой цели.

 

В нашей жизни отсутствует какой-либо смысл; в ней нет ничего, о чем можно было бы специально беспокоиться, нет цели, к которой нужно специально стремиться, поэтому нет смысла в происходящих событиях. Живи одним мгновением. Но здесь тот же самообман. Есть и служение Принципу, есть, и стремление не пропустить удовольствия.

 

Глядя на короткий перечень представленных вариантов, едва ли можно сказать, что мы приблизились к решению проблемы смысла человеческого бытия. Процесс обретения смысла жизни настолько индивидуален, что утверждать какие-то общие правила просто бессмысленно. Один из крупнейших философов XX века Л. Витгенштейн говорил, что человек, осознавший смысл жизни, не может передать это знание другим людям хотя бы потому, что другие люди — это люди другие.

 

Осознание смысла жизни включает в себя определенное отношение к смерти человека. Жизнь и смерть — вечные темы философского, нравственного, художественного осмысления. Обращение к данной проблеме является одним из самых существенных отличий человека от животного. Часто речь идет о соотношении жизни, смерти, бессмертия, которое рассматривается в нескольких основных аспектах и исходя из мировоззренческих основ той или иной культуры.

 

Цель человека в индуизме и буддизме — преодоление бесконечности перерождений, постоянного возвращения в жизнь в новом воплощении. Всякое существование есть страдание. Поэтому желательно умереть раз и навсегда, т.е. перестать жить. В культуре Китая смерть выступает порогом, ведущим в иное измерение, обладающее такой же реальностью, как и этот мир. После смерти наступает новый, естественный этап бытия человека в форме духа предка. Духи предков пользуются уважением со стороны живущих потомков и нуждаются в пожертвованиях для дальнейшего существования.

 

Культура Запада рассматривает жизнь как приготовление к вечной жизни, т.е. смерть — это не конец, а начало бессмертного существования души. Для верующего европейца бессмертие — это желанная цель. Смерть вызывает чувство страха только из-за возможных последствий Страшного Суда, по решению которого участь грешников — вечные муки ада.

 

С научной (биологической) точки зрения, жизнь, рассматриваемая во вселенском масштабе, была порождена природой, и, следовательно, может порождаться ею и в дальнейшем. Жизнь и смерть — это эффективная форма развития и смены видов растений и животных. Без смерти не может реализоваться возможность приспособления к новым условиям существования, накопления необходимых изменений и их генетической передачи последующим поколениям. Каждое поколение, реализуя свой жизненный потенциал, обретает новые свойства, которые должны быть переданы новому поколению, способному оценить их достоинства и недостатки. Тем самым реализуется «социальная эстафета», столь необходимая для существования и развития человечества.

 

Биологическая и социальная «эстафета» предстает как основа представлений о бессмертии человечества: генетическое бессмертие, бессмертие достижений науки, нравственности, художественного творчества. Неизбежная личная смерть не должна служить основанием для пессимистического отношения к жизни и препятствием для самосовершенствования личности человека. Смысл жизни может быть заключен в стремлении осуществить социальное предназначение, реализовать духовный потенциал.
 
 

 

НАВЕРХ СТРАНИЦЫ

 
Рейтинг@Mail.ru