ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО
ТЕСТЫ

ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА


Для удобства поиска, рекомендую сначала воспользоваться общим поиском по сайту, а затем, когда попадёте на нужную станицу, воспользуйтесь сочетанием двух клавиш — cmd + F (если у вас MAC) или ctrl + F (если у вас РС). Удачи.

 

Культура и духовная жизнь

Наука и образование в духовной жизни общества

Мораль как регулятор социального поведения

Религия как феномен культуры

Искусство как вид духовного производства

 

Общество — это сложная система, образуемая разумными живыми существами, то есть людьми. Являясь разумным существом, человек стремится удовлетворять не только жизненные материальные потребности. Его отношения с окружающей средой зависят и от удовлетворения духовных потребностей. Это потребности в построении жизни в соответствии идеями Истины, Добра и Красоты. Данные идеи, образы, соответствующие нормы жизни являются духовными благами. Совокупность отношений, которые возникают между людьми при создании и движении духовных благ, составляет духовную сферу жизни общества.

Культура и духовная жизнь

 

Содержание духовной жизни общества 

 

Жизнь любого существа, в том числе общества, основана на обменных процессах с окружающей средой. В духовной сфере жизнь общества обеспечивается обменом духовными благами, т.е. знаниями, верованиями, социальными нормами, художественными образами и т.д. Поскольку все эти обмениваемые объекты не появляются естественным путем, то человек их вынужден производить. Поэтому наряду с экономическим говорят и о духовном производстве. Произведенный духовный продукт также подвергается распределению, обмену и потреблению. При этом важна принадлежность производимого продукта. Активность людей, связанная с производством и обменом духовными продуктами (элементами духовной культуры), составляет духовную жизнь общества. Она организуется посредством специально созданных социальных институтов, хотя может осуществляться и в соответствии с неформальными отношениями.

 

Активность — необходимое условие всякой жизни, в том числе духовной. Ее отсутствие исключает жизнь. Но для сохранения жизни общества важно не только потреблять что-то, но и воздерживаться от потребления каких-то «достижений» духовной культуры. Иногда полезна и пассивность, неприятие, а может быть и борьба с сомнительными элементами культуры. Поэтому духовная сфера общества представляет собой всю совокупность отношений между людьми по поводу различных элементов духовной культуры.

 

О каких конкретных отношениях (активности и пассивности) может идти речь в духовной сфере? Борьба за приоритет в области производства идей, за авторские права характеризуют отношения собственности. Поддержка или критика авторов стимулируют или закрывают путь к производству духовных продуктов. Пропаганда, внедрение в систему образования или наоборот утаивание, запрет на распространение идей и других духовных продуктов отражают отношения распределения. Участие в конгрессах, конференциях, диспутах, фестивалях, выставках и т.п. способствуют отношениям обмена духовными ценностями. И, наконец, изучение, опора в своих убеждениях на произведенные духовные ценности, ссылка на них при аргументации своей позиции представляют собой отношения потребления.

 

Продукты духовного производства, а также весь комплекс отношений, возникающих при их создании, определении авторства, распределении, обмене и потреблении, представляют собой культуру общества.

 

Формы и элементы культуры  

 

В истории общественной мысли существовали различные оценки значения культуры для человека и общества. Некоторые ученые называли культуру средством облагораживания человека, превращения его в цивилизованного члена общества, а этапы развития культуры рассматривались ими как ступени прогрессивного развития человечества. Другие считали, что культура — это зло, которое создано для подавления и порабощения человека. Однако, несмотря на различные оценки влияния культуры на жизнь людей, практически все мыслители признавали, что культура играет важную роль в жизни общества, являясь средством аккумуляции, хранения и передачи накопленного человечеством опыта, что культура служит одной из важнейших характеристик жизни отдельной личности и общества в целом.

Для понимания сущности культуры важно отметить следующее:

— понятие культуры не оценивает какие-либо взгляды, вкусы или вещи как некультурные, к культуре не относящиеся; любые ценности, верования, принципы, разделяемые какой-то группой людей, формируют конкретное культурное пространство;

— культура усваивается через общение, посредством обмена идеями и оценками; согласие относительно базовых идей и оценок придает обществу устойчивость;

— культура постоянно меняется, она всегда отражает историческую эпоху.

 

Общество — это определенная форма совместной жизни людей, а культура — конкретное содержание взаимоотношений людей в различных сферах общества. Поэтому в науке существуют понятия экономической, политической, духовной и других видов культуры.

 

Прежде всего, в культуре разделяют материальные и духовные элементы.

К материальной культуре относят все созданные людьми физические объекты. Их значения и смыслы зависит от знания и опыта людей, которые с ними сталкиваются. Например, компакт-диск для одних людей — носитель информации, которую можно извлечь с помощью определённых устройств, для других людей — хорошая подставка для посуды или козырёк от солнца в кабине автомобиля. Искусственные материальные объекты получили название артефакты.

 

К духовной культуре обычно относят идеи, образы и образцы поведения в области политики, науки, искусства, религии, морали, философии, права. Каждая из перечисленных форм в свою очередь состоит из совокупности многих элементов: нормы поведения, законы, обычаи, традиции, знания, верования, мифы, символы и язык.

 

Необходимо различать культуру общности и личную культуру. Личная культура индивида — это совокупность личных ценностей, образцов поведения, мотивов и идей, которые, зачастую, другим людям неизвестны. Культура общности — это совокупность ценностей и образцов поведения, признанная всеми членами общества.

 

Можно выделить следующие типы ценностей:

— Универсальные ценности, к которым относят жизнь, здоровье, благосостояние и т.д.;

— Ценности престижа (должность, социальное положение и пр.);

— Политические ценности (свобода слова, совести, правопорядок и т.д.);

— Моральные ценности;

— Эстетические ценности и др.

 

В каждом обществе складывается свой набор базовых ценностей. Они образуются на протяжении всей его истории. На их основе формируются ценностные отношения и ценностные установки (поступки и настрой на них). Эти образцы поведения фиксируются в виде социальных норм (юридических, моральных, религиозных и др.).

 

Различают нормы общечеловеческие, национальные, групповые и межиндивидуальные. Эти нормы могут противоречить друг другу. Например, группа может требовать от своих членов действий, которые осуждаются в обществе. В результате многократного повторения поступков возникают привычки — это стихийно установившиеся схемы активности людей в схожих ситуациях. На привычках основаны манеры — это сознательно установленные схемы поведения людей в определенных ситуациях. Данные формы поведения человека рассчитаны на демонстрацию определенного типа культуры. Манеры отличают светских людей от простолюдинов. По отдельности манеры составляют элементы культуры, а вместе — этикет, т.е. принятая в особых кругах система правил поведения, составляющих единое целое. Он характеризует высшие слои общества и относится к области элитарной культуры. Широкие массы людей опираются не на манеры, а на обычаи — это одобряемые обществом массовые образцы поведения, это коллективная привычка и рекомендуемое поведение для новых поколений. Образцы поведения, закрепленные в нескольких поколениях, называют — традиции. Обычаи и традиции проявляются в обрядах и ритуалах. Это стереотипные символические действия (индивидуальные и коллективные), которые сопровождают наиболее важные жизненные события.

 

Важнейшей чертой культуры человека является его ментальность. Ментальность -устойчивая система оценок восприятий предметов и процессов мира. Она выражается в предпочтениях по отношению к различным ценностям. Существует масса вещей и процессов, которые мы воспринимаем одинаково, а оцениваем по-разному или вообще не придаем им никакого значения. Другой человек может болезненно реагировать на то, на что мы не обращаем внимания. Отсюда различный настрой на явления окружающего мира, различные оценки идей, образов, событий. Это разнообразие проявляется, в том числе, и в продуктах духовного производства.

 

Выделяют различные формы культуры. По характеру творений можно выделить культуру, представленную в единичных образцах, и массовую культуру. Первая форма по характерным признакам творцов подразделяется на народную и элитарную культуру. Народная культура представляет собой единичные произведения, чаще всего, безымянных авторов, которые, могут и не иметь никакого образования. Эта форма культуры включает мифы, легенды, сказания, эпос, песни, танцы и т.п. Элитарная культура — это совокупность единичных творений, которые создаются известными представителями привилегированной части общества либо по ее заказу профессиональными творцами. Здесь речь идет о творцах, имеющих высокий уровень образования и хорошо известных просвещенной публике. Данная культура включает изобразительное искусство, литературу, классическую музыку и т.д.

 

Массовая (общедоступная) культура представляет собой продукты духовного производства в области искусства, создаваемые большими тиражами в расчете на широкую публику. Она возникла в середине XX века благодаря средствам массовой информации. Ее целью не является удовлетворение изысканных вкусов элиты или духовных поисков народа. Главное для нее — развлечение самых широких масс населения. Она понятна и доступна всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования. Основной ее чертой является простота идей и образов: текстов, движений, звуков и т.п. (Яркий пример — современная эстрадная музыка, телесериалы и т.п.). Образцы этой культуры нацелены на эмоциональную сферу человека. При этом часто использует упрощение элитарной и народной культуры (так называемые «ремиксы»). Массовая культура усредняет и консервирует духовное развитие людей.

 

Термином «доминантная культура» обозначают ценности, традиции, взгляды и т.п., разделяемые лишь частью общества. Но эта часть имеет возможность навязывать их всему обществу либо в силу того, что она составляет этническое большинство, либо в силу того, что располагает механизмом принуждения. На её фоне может появляться ряд субкультур. Субкультура — это культура какой-либо социальной группы. Она, как правило, не отрицает общечеловеческой культуры, но имеет специфические особенности (конфессиональная, профессиональная, фирменная и т.п.). Признаками субкультуры становятся особый словарь, правила поведения, символика. Каждое общество имеет свой набор субкультур: молодёжной, профессиональной, этнической, религиозной, в том числе нетрадиционной, диссидентской и т.д. Субкультура, которая противостоит доминантной культуре, называется контркультурой. Этот термин введен в научный оборот в 60-е годы XX века американским социологом Т. Роззаком. Социальной основой контркультуры, по его мнению, являются страты, оказавшиеся в определенной мере отчужденные от общества. Исследование контркультуры позволяет понять культурную динамику, становление и распространение новых ценностей.

 

Склонность оценивать культуру своей нации как хорошую и правильную, а другую культуру — как странную и даже аморальную получила название «этноцентризм». Многие общества этноцентричны. С точки зрения психологии это является фактором единения и стабильности данного общества. Однако этноцентризм является источником межкультурных конфликтов. Крайние формы проявления этноцентризма представляют национализм или групповое чванство. Противоположностью такой позиции выступает культурный релятивизм.

 

В настоящее время принято выделять три основные модели культуры.

Классическая модель культуры (модель культуры Нового времени) характеризуется стремлением к новизне, пересмотру традиционных ценностей и конструированию качественно другой культуры. Старая культура не улучшается, а заменяется. Для классической модели характерен также универсализм как претензия на единственность трактовки культурных ценностей. В политике, например, это нашло отражение в виде тоталитаризма. Всякая множественность, несводимость друг к другу культурных форм чужды классической модели культуры. Существует одна истина, мораль, понятие о совершенстве.

 

Неклассическая, или модернистская, модель культуры строится на других принципах. Теряют почву претензии на универсальные построения в сфере науки, искусства, политики и других сферах. Действительность оказывается принципиально множественной. Идеи истины, добра, красоты, веры как компоненты человеческой духовности лишаются единого фундамента. Господство идей о едином культурно-историческом процессе сменяется влиянием концепций замкнутых, самобытных культурных организмов. Идея единства культуры превращается в идеал, который становится все менее осуществимым. А как принцип действий эта идея только разрушает богатство общечеловеческой культуры.

 

Постмодернистская модель культуры отказывается от самой мечты о единстве. Это примирение с множественностью, которая не была в полной мере осознана и поэтому не была принята в модерне. В этой модели преобладает радикальная установка на множественность культурных форм, отказ от мировоззренческого однообразия, от идеи иерархического построения культур. Разрушается основа для искусственного конфликта культуры и общества. Культур столько, сколько общностей. Бессмысленно противопоставлять одну другой. Как и в отношении к природным процессам, попытки искусственно «окультуривать» культуру могут привести к непредвиденным последствиям.

 

Состояние духовной жизни современной России можно охарактеризовать как переходное от отстаивания ценностей, связанных с попытками построения коммунистического общества, к поиску нового смысла общественного развития. Мы вышли на очередной виток исторического спора между западниками и славянофилами.

 

Российская Федерация — многонациональная страна. Ее развитие обусловлено особенностями национальных культур. Уникальность духовной жизни России заключается в многообразии культурных традиций, религиозных верований, моральных норм, эстетических вкусов и т.д., что связано со спецификой культурного наследия разных народов.

 

В настоящее время в духовной жизни нашей страны наблюдаются противоречивые тенденции. С одной стороны, взаимное проникновение различных культур способствует межнациональному пониманию и сотрудничеству, а с другой, развитие национальных культур сопровождается межэтническими конфликтами. Последнее обстоятельство требует взвешенного, терпимого отношения к культуре других общностей.

В начало

Наука и образование в духовной жизни общества 

 

Наука как часть культуры  

 

Под наукой понимается определенная система знаний о природе, обществе, человеке, а также особый вид духовного производства, целью которого является получение истинных знаний, их накопление и совершенствование. Кроме того, под наукой понимается совокупность социальных институтов, в рамках которых осуществляется данное производство.

 

Наука как явление культуры появилась в XVII веке, что было связано с возможностью опытным путем проверять истинность получаемых знаний. Наука и общество взаимосвязаны. Наука не может ни возникнуть, ни развиваться вне общества. В свою очередь, современное общество уже не может существовать без науки. Она способствует удовлетворению потребностей во всех сферах жизни общества, выступает фактором общественного развития. На основе знания законов функционирования и эволюции рассматриваемых объектов наука осуществляет предвидение будущего данных объектов с целью практического освоения действительности.

 

Современную науку принято называть постнеклассической. Она характеризуется тем, что опирается на системный подход в решении научных проблем, стремится целостно исследовать все формы бытия (неживую, живую, разумную природу), выявляя их универсальную связь.

 

Развивающемуся научному знанию свойственны процессы дифференциации и интеграции. Дифференциация — это разветвление научных направлений, дробление научных знаний на специализированные области. Интеграция — это целевой синтез знаний, отыскание общих фундаментальных принципов, описывающих процессы в различных областях мира, образование комплексных научных направлений исследований. Интеграцию научного знания по отношению к отдельным отраслям науки может выполнять философия, математика, кибернетика.

 

Субъекты науки — ученые, научные коллективы, научные организации, в конечном счёте, общество в целом как инициатор развития данной сферы жизни общества. Научная деятельность требует специально подготовленных кадров, овладевших предшествующим и современным материалом науки, умеющих пользоваться средствами и методами научных исследований, освоивших правовые нормы и нравственные ценности научного сообщества.

 

Средства научного познания составляют разнообразные технические устройства (ускорители, микроскопы, спутники и т.д.), а также соответствующие методы, приемы познавательной научной деятельности (философские, общенаучные, частнонаучные). Средства научного познания включают также современные вычислительные устройства, программное и математическое обеспечение, во многом определяющие эффективность познавательной активности. Сюда относится и особый язык науки, разнообразные системы символов, знаков, формул.

 

Научное познание руководствуется определенными идеалами и нормами научной деятельности, которые представляют собой определенные подходы, принципы, установки, свойственные ученым на исторически определенных этапах развития пауки. Они изменяются со временем (например, переход от физики И. Ньютона к физике А. Эйнштейна). Единство идеалов и норм научного познания, господствующих на определенном этапе развития науки, выражают понятием «стиль научного мышления».

 

Американский историк науки Т. Кун проанализировал характер развития научных знаний. Он указал на периоды нормальной науки, когда она развивается постепенно, накапливая факты, когда доказываются теоремы в рамках уже существующих теорий. Это состояние науки, развивающейся на основе признанных в научном сообществе норм, правил, методологических установок Кун назвал «парадигма». По мере развития науки в рамках определенной парадигмы неизбежно накапливаются факты, не укладывающиеся в рамки существующих теорий. Рано или поздно приходится для их объяснения менять основания научного знания, основополагающие принципы, методологические установки, т.е. научную парадигму. Смена парадигм, по Куну, представляет собой научную революцию.

 

Научная революция влечет за собой изменение научной картины мира. Научная картина мира — это целостная система понятий и принципов об общих свойствах и закономерностях действительности.

 

Различают общенаучную картину мира, которая включает представления обо всей действительности (т.е. о природе, обществе и самом познании) и естественнонаучную картину мира. Последняя, в зависимости от предмета познания, может быть физической, астрономической, химической, биологической и т.п. В общенаучной картине мира определяющим элементом выступает картина мира той области научного знания, которая занимает лидирующее положение на конкретном этапе развития науки.

 

Каждая картина мира строится на основе определенных фундаментальных научных теорий и по мере развития практики и познания одни научные картины мира сменяются другими. Так, естественнонаучная и, прежде всего, физическая картина строилась сначала (XVII век) на базе классической механики (классическая картина мира), затем (начало XX века) на основе электродинамики, квантовой механики и теории относительности (неклассическая картина мира), а в настоящее время на основе синергетики (постнеклассическая картина мира). Научные картины мира выполняют эвристическую роль в процессе построения фундаментальных научных теорий. Они тесно связаны с мировоззрением, являясь одним из важных источников его формирования.

 

Сложную, но очень важную проблему представляет собой классификация наук.
Разветвленная система многочисленных и многообразных исследований, различаемых по объекту, предмету, методу, степени фундаментальности, сфере применения и т.п., практически исключает единую классификацию всех наук по одному основанию. В самом общем виде науки делятся на естественные, технические, общественные (социальные) и гуманитарные.

 

К естественным наукам относятся науки:

— о космосе, его строении, развитии (астрономия, космология, космогония, астрофизика, космохимия и др.);

— о Земле (геология, геофизика, геохимия и др.);

— о физических, химических, биологических системах и процессах (формах движения материи);

— о человеке как биологическом виде, его происхождении и эволюции.

 

Технические науки по своему содержанию основываются на естественных науках. Это науки о различных формах и направлениях развития техники (теплотехника, радиотехника, электротехника и пр.).

 

Общественные науки (науки об обществе) также имеют ряд направлений: экономика, социология, политология, юриспруденция и т.п.

 

Гуманитарные науки — науки о духовном мире человека, отношении к окружающему миру, обществу, себе подобным (педагогика, психология, эвристика, конфликтология и др.).

 

Между блоками наук имеются связующие звенья; одни и те же науки могут частично входить в разные группы (эргономика, медицина, экология, инженерная психология и др.), особенно подвижна грань между общественными и гуманитарными науками (история, этика, эстетика и пр.).

 

Особое место в системе наук занимают философия, математика, кибернетика, информатика и другие подобные им науки, которые в силу своего общего характера применяются в любых исследованиях.

 

В ходе исторического развития наука из занятия одиночек (Архимед) постепенно превращалась в особую, относительно самостоятельную форму общественного сознания и сферу человеческой активности. Она выступает как продукт длительного развития человеческой культуры, цивилизации, как особый общественный организм со своими типами общения, разделения и кооперирования отдельных видов научной деятельности.

 

Роль науки в условиях научно-технической революции постоянно растет. Среди ее основных функций необходимо назвать следующие:

— мировоззренческая, т.е. наука объясняет мир;

— гносеологическая, т.е. наука способствует познанию мира;

— преобразующая, наука выступает фактором общественного развития: она лежит в основе процессов современного производства, создания передовых технологий, существенно увеличивая производительные силы общества.

 

Образование в системе духовного производства 

 

Образование, так же как и науку, можно рассматривать в трех аспектах:

образование — это целостная система знаний человека о мире, основанная на данных современной науки и подкрепленная соответствующими навыками в различных сферах активности;

образование — это целенаправленный процесс обучения личности, формирования у нее определенных знаний и навыков;

образование — это система учебных заведений, обеспечивающих допрофессиональное и профессионально обучение.

 

Целью образования является приобщение к убеждениям, идеалам и ценностям господствующей части общества.

Функции образования:

— социализация;

— воспитание;

— подготовка квалифицированных специалистов;

— приобщение к современным технологиям и другим продуктам культуры.

 

Основные элементы (ступени) системы образования:

— общее среднее образование представлено средними школами, гимназиями, лицеями;

— среднее профессиональное образование представлено техническими училищами, колледжами;

— высшее профессиональное образование (институт, академия, университет).

 

Университет состоит из нескольких факультетов, отделений, институтов, которые готовят специалистов разных специальностей. Академия готовит специалистов в конкретной области науки. Институт может выступать как самостоятельное учебное заведение или как часть университета, академии.

 

Послевузовское образование включает аспирантуру и докторантуру, после окончания которых, в случае защиты диссертации, присваивается ученая степень, соответственно кандидата и доктора наук.

 

В настоящее время в Российской Федерации идет становление новой системы образования, которая ориентирована на вхождение в мировое образовательное пространство.

Основными направлениями проводимой реформы являются:

— демократизация системы обучения и воспитания;

— гуманитаризация и гуманизация образовательного процесса;

— компьютеризация образовательного процесса.

 

Для современного общества, помимо образования, одной из ценностей становится самообразование. Это целенаправленное самостоятельное накопление знаний и навыков. Дискретное получение знаний, т.е. разделенное во времени прохождение указанных ступеней образования, уже исчерпало свои возможности. Общество, в котором основным, базовым ресурсом становится информация, объективно требует постоянного пополнения и обновления знаний. Иначе невозможно не только эффективно трудиться, но и комфортно жить, удовлетворительно общаться, осуществлять самореализацию. Поэтому постоянное получение новых знаний становится образом жизни современной личности. Непрерывное образование осуществляется как в специальных учебных заведениях, так и самостоятельно, непосредственно в процессе общественных отношений.

В начало

Мораль как регулятор социального поведения  

 

Понятие морали  

 

Мораль — это форма общественного сознания, регулирующая отношения между людьми и опирающаяся на самосознание человека и силу общественного мнения.

 

Термин «мораль» по содержанию есть латинский аналог термина «этика». В латинском языке это слово соответствует древнегреческому «этос» и обозначает нрав, обычай, моду, устойчивый порядок. На его базе Цицерон с прямой ссылкой на Аристотеля образовал прилагательное «моральный» для обозначения этики. В русском языке есть самобытный термин «нрав», являющийся эквивалентом латинского слова «мораль». В социальных науках термины «мораль» и «нравственность» употребляются как синонимы. А наука о морали (нравственности), о должном отношении между людьми называется этикой.

 

Сущность моральной регуляции раскрывается через следующие черты.

1. По способу своего существования мораль — это система норм, принципов, правил, которыми руководствуются люди в своём обычном поведении. Эти принципы носят оценочно-предписывающий характер. То есть мораль всегда одобряет или порицает поступи людей. Например, нормально, т.е. в рамках норм, и хорошо быть добрым, честным, трудолюбивым, бескорыстным. Ненормально и плохо быть злобным, лживым, ленивым, жадным. Одобряя или порицая, мораль предписывает как себя вести, чтобы считаться культурным человеком.

2. В центре внимания морали стоит соотношение должного и сущего. Т.е. мораль постоянно сравнивает наличное поведение (сущее) с идеалом, образцом, достижение которого сделает мир прекраснее и гармоничнее. К таким идеалам относятся, прежде всего, Добро, Достоинство, Справедливость, которые, в полной мере, никогда не присутствуют в обыденной жизни.

3. В процессе воспитания моральные нормы становятся привычкой и действуют изнутри человеческого сознания. В простых ситуациях культурный человек соблюдает эти нормы без лишних раздумий (помочь слабому, уступить место старику, защитить ребенка и т.п.). Но привычки бывает недостаточно в противоречивых ситуациях. Например, стоит ли напоминать человеку о его физических недостатках при объяснении его неудач? Прямота требует одного решения, милосердие — другого. Необходимо размышлять. А если размышлять некогда? Тогда приходится полагаться на опыт и интуицию. Здесь решение приходит на основе прошлых размышлений и привычек.

4. Мораль, в отличие от других регуляторов поведения, распространяется на все сферы жизни и на все виды отношений между людьми, например, дружить с кем-то или не дружить. Поэтому мораль более подвижна и часто охватывает такие области отношений, под которые ещё не подведена юридическая база.

 

Нравственность присутствует везде, где можно усмотреть общение. Прежде всего — это отношения между людьми, в том числе, отношение к самому себе. Человек может видеть душу, а, следовательно, равного себе существа в общении в любом предмете. Тогда и на эти предметы распространяется его мораль. А некоторые люди к другим людям относятся как к бездушным предметам. Такое поведение считается безнравственным.

 

Система моральной регуляции  

 

Мораль закономерно возникает и функционирует там, где возникает необходимость согласования личных и общественных интересов. В систему моральной регуляции включают нормы, ценности, высшие ценности, идеалы и принципы.

 

Нормы — это желаемые образцы поведения, которые человек должен выполнять. Они, как правило, составляют некий моральный кодекс. Однако в абсолютном большинстве случаев моральный кодекс складывается не из предписаний, а из запретов. То есть мораль, прежде всего, запрещает зло, вред другому человеку. Нормы указывают границы, за которыми поведение перестаёт быть моральным.

 

Ценности — это свойства морального поведения, духовные блага.

 

Высшие духовные ценности — это Добро, Достоинство, Справедливость и др.

 

Таким образом, ценности выстраиваются в некую иерархию. Поэтому людям нередко приходится жертвовать одними ценностями ради других (например, благоразумием ради свободы, достоинством ради справедливости). Обычно система ценностей имеет форму усечённой пирамиды: чем выше ценности, тем их меньше. Если же на вершине всего одна ценность, т.е. пирамида остроконечная, то перед нами — фанатизм.

 

Моральный идеал — это эталон, воплощающий в себе высшие ценности. Идеалы человек помещает в свое личное будущее или находит живой пример в окружающем мире или среди известных личностей прошлого.

 

Принципы — это основополагающие идеи, обосновывающие реальные моральные нормы. Ценности и идеалы усваиваются человеком, прежде всего, на эмоциональном уровне. А формулирование принципов требует рационального осмысления и осторожного применения. Принципиальность может быть не всегда хороша. Она может задеть чувства других людей (например, строгое следование честности и прямоте заставляет сказать тяжело больному, что он обречен, а инвалиду сказать, что он — неполноценный человек). Иногда правда, точная информация помогает избавиться от иллюзий, а иногда она лишь угнетает и обессиливает.

 

Жесткое следование принципам высокой морали называется «ригоризм». Хорошо, если человек требователен к себе больше, чем к другим. Если же наоборот, то это — ханжа.

 

Основные категории морали

 

Категории морали в своей совокупности можно рассматривать как систему идей, обосновывающих правила поведения. Основополагающими являются категории «добро» и «зло». От их содержания зависит понимание всех других этических ценностей. Однако проявление добра столь многообразно, что чёткое определение дать трудно. Самое общее определение таково.

 

Добро — вещь или явление, которое позволяет человеку и обществу жить, развиваться, достигать гармонии и совершенства. К понятию «добро» очень близко понятие «благо», их обычно употребляют как синонимы. Понятие «добро» имеет два родственных понятия: «доброта» и «добродетель». Доброта — это свойство человека, несущего другим людям добро в виде любви, помощи, благоволения. Добрый человек не бывает агрессивным и никогда не навязывает своих услуг силой. Доброта проявляется в практической жизни, поэтому нельзя быть «добрым в душе», но жестоким и грубым в поведении.

 

Добродетели выражают разные грани, стороны «добра». Это конкретные похвальные человеческие свойства, которые ценятся в данном обществе. В разных культурах, в разных слоях общества добродетели разные. Они рассматриваются как свойства, необходимые для выживания и процветания этого общества. В одних обществах ценится гордость, честь, достоинство, в других — смирение, в одних ценится щедрость, в других — бережливость и т.д. И такие свойства называют высшими ценностями. Во всех культурах носителями добродетелей выступают народные герои и святые.

 

Однако у обычного человека есть не только достоинства, но и недостатки. Ведь безгрешен только Бог. Он и является воплощением добра. А люди часто творят и имеют дело со злом. Что же это такое?

 

Зло — вещь или явление, которое разрушает жизнь и благополучие человека, ведет к отчуждению людей друг от друга.

 

В жизни человека зло можно разделить на три вида.

1. Природное зло. Это стихийные бедствия, эпидемии и обычные болезни и т.п.

2. Социальное зло. Это войны, революции, социальные кризисы, терроризм и т.д. Против них отдельный человек также бессилен, как и против стихий природы.

3. Нравственное зло. Оно происходит по воле отдельного человека, по его выбору. Нравственное зло делят на два вида: враждебность и распущенность. Враждебность — зло активное, умышленное стремление к разрушению чужой жизни и благополучия. Это сознательное стремление нанести другому человеку вред, ущерб, страдание. Распущенность — это разрушение жизни и благополучия из-за неумения справиться со своими инстинктами и страстями. Распущенный человек не благоволит к другим. Эгоизм вытесняет заботу о другом человеке. Он раб собственных желаний, какими бы грубыми с точки зрения культуры и вредными для собственного здоровья они не были. Ведь потакать своим слабостям легче, чем бороться с ними, чем проявлять терпение и сдержанность. В обыденной жизни распущенные люди не так опасны как враждебные. Однако жажда удовлетворения инстинктов ведет к обману, коварству, злобности, а часто и к агрессивности для получения желаемого предмета или состояния.

Другими важнейшими моральными категориями являются следующие.

Совесть — самооценка личностью несоответствия своих мыслей, чувств, поступков высшим ценностям морали. Совесть диктует нам оценки не зависимо, а главное, в отсутствии внешнего контроля. Бессовестный человек — это безнравственный человек, поскольку не имеет нравственных ориентиров.

 

Стыд — это переживание своего несоответствия моральным требованиям перед лицом других людей. В стыде кроется страх человека перед возможным неодобрением, насмешкой или презрением со стороны общества за падение ниже принятого морального уровня. Особенно стыдятся чужих и вышестоящих. Ведь свои и равные по положению люди способны войти в наше положение, понять нас и простить. Стыд есть гнев на себя за то, что упал в глазах другого человека.

 

Гордость — это удовлетворение ценностью и совершенством, как самого себя, так и того, с чем себя отождествляешь. Гордость сверх меры называется гордыней, т.е. это гордость беспочвенная. Ее еще называют высокомерием (высоко себя мерить), кичливостью, чванством, заносчивостью.

 

Противоположным понятием являются скромность. Это отказ от особого положения и отсутствие претензии на необычность своих черт. Но это не значит, что скромный человек лишен чувства собственного достоинства (гордости), он просто не стремится заявлять об этом громогласно.

 

Смирение — это отсутствие умиления собственными добродетелями, т.е. гордыни; это осознание недостаточности собственного совершенства.

 

Честь — это осознание человеком своего общественного значения.

 

Достоинство — это осознание своего соответствия моральному образцу.

 

Содержание категорий морали выступает основой для нравственной оценки, как отдельных личностей, так и общностей. Эта оценка является необходимым условием духовной жизни людей и представляет собой одобрение или осуждение поведения субъекта с точки зрения нравственных ценностей. Нравственное поведение — это всегда результат морального выбора свободной личности, его добровольное решение обеспечивать другим людям духовные блага, следовать общественным нормам, даже там, где отношения не отрегулированы правом.

 

Соотношение морали и права  

 

Взаимодействие морали и права в обществе — это сложный многогранный процесс. Они выступают дополняющими друг друга средствами социального регулирования, которые поддерживают и обогащают друг друга. Взаимосвязь права и морали проявляется в том, что исполнение правовых норм во многом обусловливаются тем, насколько они соответствуют требованиям морали. Право должно содействовать утверждению идеалов добра и справедливости в обществе. Нравственные воззрения являются той основой, на которой фор­мируются правовые взгляды, правовые идеалы, а некоторые правовые нормы непосредственно закрепляют моральные нормы, подкрепляя их юридическими санкциями (например, уголовные преступления).

 

Однако следует отметить, что, выполняя наряду с появившимся позднее правом роль регулятора поведения людей, мораль имеет с ним общие черты, но в то же время принципиально отличается от него по ряду существенных моментов.

1. Главное отличие морали от права выражается в том, что моральный закон исполняется человеком добровольно, он сам прилагает его к себе. Закон правовой, юридический принудителен, обязателен даже при условии неприятия и незнания его человеком, независимо от отношения отдельных людей к нему.

2. Мораль содержится в неформальном общественном сознании, право представлено в специальных нормативных актах, имеющих письменную форму.

3. Право формируется, утверждается и проводится в жизнь специальными учреждениями. Моральные нормы формируются в самой практике массового поведения, оно зачастую осуществляется стихийно.

4. Нормы морали регулируют общественные отношения с позиций добра и зла, справедливости и несправедливости, нормы права оценивают отношения с точки зрения законного и незаконного, правомерного и неправомерного.

5. Мораль регулирует все сферы жизни общества, а право — только некоторые.

В начало

Религия как феномен культуры  

 

В жизни современного общества религия занимает видное место. Она определяет образ действий многих людей и оказывает заметное влияние на протекающие в обществе процессы. Вопрос духовной ориентации является одним из главных для каждого человека.

 

Поэтому столь важен вопрос о вере вообще и религиозной вере, в частности. По этому вопросу между философами-атеистами и богословами идет многовековая, непримиримая дискуссия. Богословы считают, что религия имеет сверхъестественное происхождение. Атеисты отвергают божественное происхождение всего, в том числе и самой религии.

 

Религия, религиозное сознание основано на вере в сверхъестественные силы. По мнению атеистов, сверхъестественные силы, свойства — это иллюзорные явления. Они относятся к миру вещей и процессов, которые человек чувственно воспринять не способен, они не подчиняются законам материального мира и выпадают из цепи причинных зависимостей. Поэтому сущность религии составляет вера в связь с потусторонними, сверхъестественными силами и существами.

 

Источники происхождения религии  

 

Атеистическая философия называет следующие корни происхождения религии:

гносеологические — это незнание причин явлений природы, общественных процессов и мотивов активности человека;

психологические: последствия устойчивого длительного страха перед неизвестной опасностью; чувства горя, скорби, одиночества при невозможности их устранения; эффект самовнушения, когда собственные идеи кажутся пришедшими извне;

социальные: бессилие человека в борьбе со стихиями природы; ограниченность, неразвитость общественных отношений; социальный гнет и эксплуатация; активность церкви, религиозных групп и отдельных людей.

 

Богословы сущность религии определяют также, они считают, что религия наделяет человека и проявляется в его действиях в виде стремления к встрече со святыми существами и явлениями. Поскольку источником всего является Бог, то на протяжении веков решалась проблема доказательства бытия Бога. К ним относятся следующие рассуждения.

 

Онтологическое доказательство — каждый человек обладает представлениями о Боге, следовательно, Он существует. Это доказательство предложил Августин (354-430), развивали его Фома Аквинский (1226-1274), Декарт (1596-1650), Лейбниц (1646-1716). Это доказательство имеет следующие разновидности: историческое — у всех народов есть религия, следовательно, Бог существует; психологическое — у каждого человека в сознании есть идея о сверхъестественных силах, следовательно, Бог существует; антропологическое — людей много и все созданы по одному образу, следовательно их создал Бог.

 

Космологическое доказательство — раз существует следствие — это мир, Космос, то должна быть и его причина, исходная причина всех вещей и процессов. Это доказательство представляли Аристотель, Ф. Аквинский, Лейбниц и др.

 

Телеологическое доказательство — так как в мире существует целесообразность, её не мог породить никто иной, как Бог (Сократ, Платон и др.).

 

С опровержением этих основных доказательств выступил И. Кант (1724-1804). Он утверждал невозможность какого-либо прямого логического доказательства бытия Бога и выдвинул нравственное обоснование. Нравственный миропорядок может быть установлен только высшим разумом — Богом. Поэтому всякий атеист — безнравственный человек.

 

Таковы положения основных точек зрения на наличие Бога и сущность религии. Другие взгляды таковы. Субъективно-идеалистический взгляд: источник религии — индивидуальное сознание, каждый человек имеет свою религию, поэтому говорить о сущности религии не приходится. Антропологическая концепция: человек создал Бога по своему образу и подобию. Марксистская концепция: «…религия есть опиум народа» (К. Маркс), «…религия есть род духовной сивухи» (В. Ленин). Возможно, существуют и другие взгляды.

 

Строение религии 

 

Любая религия обычно состоит из следующих основных элементов:

— религиозное сознание (идеология и религиозная психология);

— религиозный культ (отношения);

— религиозные организации.

Религиозная идеология представляет собой приведённые в систему взгляды, касающиеся существования сверхъестественной силы, творящей мир и безраздельно господствующей в нём. В настоящее время религиозная идеология включает:

— догматику;

— богословие;

— учение о культах (экзегетика);

— церковную археологию;

— учение об отцах церкви (патрология);

— историю «святых» книг церкви;

— правила проведения служений (гомилетика) и др.

 

Религиозная психология подразумевает эмоциональные отношения верующих к Богу и его атрибутам, религиозным организациям, друг к другу, государству, обществу, природе. Преобладающими среди них являются чувства полнейшей зависимости от божьей воли, обязанности, вины и страха перед богом. «Каждый последователь Христа должен нести свой крест, т.е. стараться всегда умерщвлять в себе своё самолюбие, злую волю, плотские страсти и чувственные греховные пожелания, а, также предавшись всецело воле Божьей безропотно переносить разные лишения, труды, недостатки, бедность, скорби и обиды, подавляя в себе зависть, мстительность, вражду» (Православный катехизис).

 

Религиозный культ представляет собой совокупность предписаний, указывающих: что, как и когда надо делать, чтобы быть угодным Богу. То есть в культе реализуется связь людей со сверхъестественными силами, проявляется стремление как-то воздействовать на них.

 

К самым необходимым культовым действиям относятся:

— Превознесение богов, святых, предков, реликвий;

— Жертвоприношения, жертвования, милостыня и т.п.;

— Богослужение, таинства, молитвы, и т.п.;

— Освящение церковных и других сооружений, мест, утвари и т.д.;

— Пропаганда вероучения, книг, деятелей, «мучеников» за веру и т.п.;

— Принуждение к каким — либо формам самоистязания и др.

 

Религиозная организация подразумевает деление верующих на рядовых и их руководителей, т.е. на паству и на пастырей или мирян и клир.

Последнее понятие объединяет собой следующих религиозных руководителей:

— Патриарх, папа, аятолла и т.п.;

— Синод, коллегия кардиналов, имамат и т.п.;

— Священнослужители.

 

Религиозные организации выступают и в виде различных объединений пастырей и паствы: монашеские ордена, религиозные братства, общества верующих и другие.

 

Понятие и виды суеверий

 

Важно указать, как соотносятся религии и суеверия. С точки зрения атеизма суеверие — это предрассудок, взгляд, лишённый разумных оснований. С обыденными суевериями связывают веру в то, что некоторые явления и события предзнаменуют будущее.

 

Важнейшими признаками религиозной веры, отличающей ее от безрелигиозных фантазий, являются: убежденность в реальном существовании сверхъестественных сил, наличие эмоционального отношения к этим силам, убеждение в возможности особых двухсторонних отношений человека и Бога. Богословы определяют веру так: «Уверенность в невидимом как в видимом, тайная премудрость, которая не может быть воспринята разумом».

 

Интересно, что официальные представители различных религий критически относятся к суевериям. В богословской литературе суеверия противопоставляются истинной вере. Так согласно богословскому энциклопедическому словарю «Суеверие — вероотступничество, тщетная, неразумная вера. Суеверие возникает тогда, когда: или обыкновенным земным вещам усвояют такие силы и ожидают от них таких действий, какие можно усвоить и какие можно ожидать только от Бога; или же Богу усвояют и ожидают от Него того, чего не следует ожидать и что унижает имя Божие».

 

Первый род суеверий выражается в следующих видах:

идолопоклонство, когда человек изменяет славу нетленного Бога в подобие образа тлена человека и птиц и четвероног и гад;

гадание или ворожба, когда вместо того, чтобы предоставить себя и свою жизнь божественному провидению, пытаются проникнуть в сокрытое от человека будущее, чтобы сообразно открытию распознать свои дела;

волшебство или магия, когда призывают к тому (гаданию) на помощь злого духа;

спиритизм и вера в привидение, когда думают, что умершие и вообще какие-то таинственные силы могут по желанию человека являться и вступать в общение с ним, или же независимо от его воли бесцельно тревожить его».

 

Таким образом, для любой религии суеверия — это догматы и обрядность другой религии. Для атеизма любая религия есть суеверие.

 

Формы и значение религиозных верований 

 

В истории человеческого общества существовали и существуют различные формы религиозных верований. Все их можно свести в два класса: мистика и собственно религия.

 

Мистика — это вера в непосредственную связь со сверхъестественными силами.

Её разделяют на:

Первобытную:

фетишизм — почитание различных предметов, которым приписывались сверхъестественные свойства;

магия — действия, связанные с верой в возможность влиять на окружающий мир в желаемом направлении;

тотемизм — вера в существование сверхъестественной связи, родства между группой людей (родом) и видом животных или растений;

анимизм — вера в самостоятельное существование души.

 

Средневековую:

астрология — предсказания по расположению звёзд;

маитика — предсказание по различным предметам (скорпулимантия — по лопаточной кости животных; аломантия — на соли; ауспиция — по полёту и крику птиц; гаруспеция — по внутренностям животных; хиромантия — по линиям руки; арифмомантия — по цифрам; каббала — толкование наугад открытых текстов священных книг и др.).

 

Современная:

астрология;

спиритизм;

маитика;

магия.

 

Второй класс верований составляют различные религии. По своему характеру религии делятся на родоплеменные, национальные и мировые. Под родоплеменными религиями понимаются верования древних народов, а также современных народов, стоящих на соответствующем уровне социальной организации. В настоящее время такие народы и, соответственно, религии существуют на всех континентах, за исключением Европы. Под национальными понимаются религии, исповедуемые населением отдельной страны. Некоторые из них становились государственными. В настоящее время к национальным относятся: индуизм, синтоизм, иудаизм и другие. К мировым религиям относятся буддизм, ислам, христианство.

 

Социальные функции религии:

— мировоззренческая — формирование определенного взгляда на устройство мира;

— регулятивная — упорядочивание отношений в обществе;

— коммуникативная — это создание среды общения;

— компенсаторная — смягчение и переключение негативных психологических состояний на позитивные.

 

Специфической чертой религии выступает ее нравоучительный характер. Наличие в религии нравственных норм, правил и оценок демонстрирует связь религии и морали как форм общественного сознания и социальных институтов. Одной из важнейших категорий, которые объединяют религию и мораль, является свобода совести. Она означает возможность исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, менять свои убеждения в отношении религии и распространять их. Свобода вероисповедания означает право действовать в соответствии со своими религиозными убеждениями. Такое понимание свободы совести провозглашено Всеобщей декларацией прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года (ст. 18). В нашей стране свобода совести является конституционным правом (ст. 28 Конституции РФ). Согласно российскому законодательству церковь в России отделена от государства, а школа от церкви. Это означает невмешательство государства в действия религиозных организаций, если они не нарушают действующих законов, а также невмешательство церкви в образовательный процесс, осуществляемый государственными учреждениями.

В начало

Искусство как вид духовного производства 

 

Понятие и виды искусства 

 

Искусство — это форма общественного сознания и человеческой активности, результатом которых становится отражение окружающего мира в художественных образах.

 

Предметом искусства является человек, его отношение с окружающим миром и другими индивидами, а также жизнь людей в определённых исторических условиях. Формой бытия искусства является художественное произведение, имеющее видовую и жанровую определенность. Искусство как вид духовного производства, обусловливается потребностью людей выразить наиболее значимые моменты жизни в образах и символах. Сущность искусства заключается в передаче другим людям особой информации, основанной на эмоциональном переживании человека своих отношений с окружающим миром. Искусство как форма активности зародилось еще в первобытном обществе, но свои основные черты приобрело в античности, когда сформировались основные формы искусства.

К ним относятся следующие:

живопись — изображение мира на определённой поверхности при помощи цвета; произведение, созданное художником-живописцем, называется картиной;

архитектура (зодчество) — строительное искусство, формирование пространственной среды для жизни человека; бывает жилой, промышленной, садово-парковой и т.д.;

скульптура (ваяние) — искусство создания объемных художественных произведений путем резьбы, лепки или отливки;

литература отражает действительность в словесно-письменных образах;

музыка отражает действительность в художественных звуковых образах;

театр — это отображение жизни посредством сценического действия, которое актеры разыгрывают перед публикой;

кино — это произведения искусства, которые с помощью фиксации на специальном носителе (плёнке, диске и т.п.) создают реальные или инсценированные события с помощью игры актеров или средствами мультипликации.

 

Границы между отдельными видами искусства не абсолютны, они взаимопроникают друг в друга (например, театр органично сочетает драматургию, музыку, танец и театральную живопись). Существующая система видов искусства исторически изменчива и расширение границ художественного творчества приводит к появлению новых видов (например, в XX веке появились такие виды искусства, как кино, фотография, телевидение).

 

Основные категории эстетики 

 

Наука об искусстве называется эстетикой. Она исследует творческое освоение действительности по законам красоты. Эстетика как область научного знания возникла в середине 18 века. С самого начала она была связана с философией. Ее и воспринимали как «философию прекрасного» или «философию искусства». Одним из создателей эстетики как философской науки считается И. Кант. Он и позже Г. Гегель заложили смысл и содержание этой науки как теории чувственного восприятия.

 

В этой науке речь идет о чувствах вообще, которые человек испытывает при столкновении с окружающей действительностью. Поэтому эстетика изучает не только прекрасное, но другие явления, вплоть до противоположных, например, безобразное. Как у всякой науки, у эстетики выработаны собственные понятия (категории), с помощью которых описываются явления окружающего мира. Но, прежде всего, необходимо отметить главное: окружающий мир эстетически нейтрален, все оценки и суждения творит человек, это он — мера красоты и гармонии. То есть человек меряет окружающий мир по себе, по своему опыту, в соответствии со своими идеалами и практическими потребностями.

 

К основным категориям эстетики, с помощью которых человек выражает свои чувства по отношению к окружающему миру, являются следующие.

 

Прекрасное — категория, обозначающая совершенство, высшую эстетическую ценность. Во всей истории культуры к высшим эстетическим ценностям относятся: гармония; симметрия; ритм; пропорциональность; целесообразность, внутренне присущая предметам и процессам мира; мера в звуковых и цветосветовых соотношениях внешнего облика явлений. Это основные проявления прекрасного, хотя могут быть и другие. Конечно же, реальные предметы и явления не являются эталонами красоты.   Поэтому человек, воспринимая различие между сущим и эталоном, по его мнению, дает оценку приближения предмета или явления к совершенству.

 

Для оценки крайне несовершенных явлений служит противоположная категория. Безобразное — низшая, негативная эстетическая ценность. В самом названии содержится смысл, это нечто без образа, без меры, без порядка — хаос. В древнегреческой философии безобразное сближалось с понятиями небытия и зла. В средневековой философии безобразное трактовалось как следствие и форма проявления греховности. Так прекрасный ангел Люцифер, выступив против Бога, превратился в безобразного Сатану.

 

Указанные категории дополняются другими понятиями, которые характеризуют промежуточные оценки. К ним относят: изящное, прелестное, простое, неприхотливое и т.п.

 

Возвышенное — это чрезмерно прекрасное, безмерно прекрасное. Здесь имеются в виду такие явления, которые ни личностью, ни обществом не могут быть полностью чувственно освоены, пережиты. Типичными примерами возвышенного в искусстве являются грандиозные, монументальные сооружения, например, египетские пирамиды, готические соборы и т.п. Цель таких сооружений — демонстрация незначительности человека по сравнению с фараоном или Богом. Возвышенное может быть выражено только с помощью самого сильного напряжения чувств — страсти. В эстетике используется греческий синоним этого слова — пафос. Пафос преодоления, пафос победы, пафос страдания и т.д. характеризует переживания, которые связаны с достижением безмерно прекрасных результатов в чрезвычайных ситуациях.

 

Низменное — крайняя степень безобразного, чрезвычайно негативная ценность. Имеются в виду такие явления, которые несут в себе угрозу для общества и личности: война, эксплуатация, подавление и разрушение личности и т.д. Как низменное обычно воспринимаются такие черты характера и поступки людей как обман, жадность, корысть, подлость, разврат, рабская покорность и т.д.

 

Трагическое — понятие, отражающее жизненное острейшее противоречие, ситуации и обстоятельства, связанные с человеческими страданиями и смертью, с гибелью важных для жизни человека ценностей. Смысл трагедии заключается в том, что человек, поступая свободно, без принуждения, при этом неотвратимо приходит к страданиям, потерям и смерти. Трагичность в том и состоит, что человек, пытаясь уйти от опасности, к ней неминуемо приходит. Таким образом, источником трагедии является сам человек, его мысли, устремления и действия. Несчастья, вызванные внешними обстоятельствами, случившиеся неожиданно для человека, это не трагедия. В этом случае говорят о естественном ходе вещей, законах природы, стихиях, судьбе, роке, воле Бога. Трагедия там, где человек хотел добиться счастья себе или другим людям, а получил горе, фактически организовав его себе сам. Человек в этом случае осознает, что его действия могут привести к несчастью, но он рассчитывает на запас своих физических и духовных сил. Тогда успех в этом деле оценивается как прекрасное и возвышенное, так как опасности преодолены и риск оправдан. А неудача — это и есть трагедия.

 

Комическое — понятие, отражающее контрасты реальности, противоречие между ожидаемым и действительным состоянием дел. Комизм ситуации возникает при смешении прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного, разумного и нелепого и т.д. Комическое, как правило, вызывает смех. В комедийном смехе заложена критика указанных жизненных противоречий. Поэтому объект такого осмеяния стремится не допустить в будущем такого осмеяния. Яркими примерами комедийных смеховых ситуаций являются анекдоты. Мы смеёмся над героями анекдотов, но сами в их роли выступать не хотим.

 

Основные направления искусства  

 

Искусство в своем историческом развитии прошло ряд этапов. В эстетике принято выделять следующие основные направления искусства: античное искусство, средневековое искусство, искусство эпохи Возрождения, барокко и классицизм (ХVII-ХVIII века), романтизм (ХVIII-ХIХ века), критический реализм (XIX век), искусство XX века, которое характеризуется множеством художественных стилей. К основным стилям искусства XX века относятся:

— реализм — отражение реального мира;

— сюрреализм — отражение мира через уход от реальности;

— экспрессионизм — отражение контрастов действительности;

— абстракционизм — отражение реалий мира в абстрактных фигурах и линиях;

— поп-арт — отражение мира через продукты массовой культуры.

 

В истории человечества значение искусства велико, поскольку оно развивает человеческую способность выражать в индивидуальных образах всеобщие явления мира. В жизни общества искусство как форма активности способствует созданию целых отраслей производства, в которых находит применение своих способностей и источник материальных благ большое количество людей.
 
 

 

НАВЕРХ СТРАНИЦЫ

 
Рейтинг@Mail.ru