ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО
ТЕСТЫ

ОБЩЕСТВО

Для удобства поиска, рекомендую сначала воспользоваться общим поиском по сайту, а затем, когда попадёте на нужную станицу, — сочетанием двух клавиш — cmd + F (если у вас MAC) или ctrl + F (если у вас РС). Удачи.

 

 

Общество как сложная система

Объективные и субъективные факторы развития общества

Ступени человеческой истории

Общественный прогресс и его критерии

Общество и природа

Современный юрист призван быть глубоким знатоком законов, иметь разносторонние навыки в их применении, уметь пропагандировать право, повышать уровень правовой культуры граждан. Наряду с этим он должен обладать знаниями об обществе в целом. Это естественно, поскольку способ существования людей, их материальное благосостояние, духовность, счастье в большой степени зависят от того, в каком обществе они родились, сформировались как личности, обрели социальный статус. Вот почему обществознание входит в систему обучения и воспитания будущих юристов.

Что же такое общество?

 

Общество как сложная система

 

Понятие «общество» многозначно. Оно может быть отнесено к небольшим группам людей, объединенных по какому-либо значимому для них признаку, например, общества спортсменов, писателей, любителей животных и т.п.

 

Под обществом можно понимать этническую группу отдельных стран и регионов или граждан страны, скажем, российское общество, американское общество. Иногда для характеристики устойчивых межнациональных, межгосударственных образований используется понятие сообщества — Европейское Сообщество и др.

 

Под обществом понимается и все человечество в целом, как относительно обособившаяся часть природы, как исторически сложившаяся совокупность людей, носителей разума и культуры.

 

В любом случае общество представляет собой группу людей, составляющую некую целостность. С какими другими целостностями соседствует общество в этом мире?

 

Основные формы бытия мира  

 

Окружающий нас мир состоит из множества различных вещей и явлений. Потребности познания заставляют нас объединять эти вещи и явления в различные группы, сходные в чертах существования. Такие группы получили название «формы бытия». Понятие «бытие» обозначает существование. Здесь речь идет о существовании всего, что мы способны обнаружить, т.е. речь идет о бытии мира, Вселенной. В современной науке выделяют следующие формы бытия.

 

Бытие вещей и явлений

 

Эта форма разделяется на два вида.

 

1. Бытие вещей и явлений естественной природы.

В соответствии с современными научными теориями природа в целом бесконечна в пространстве и времени. Она всегда и везде была, есть и будет в отличие от отдельных вещей и состояний природы, которые конечны в своем существовании. Природа — объективная естественная первичная реальность. К XXI веку наука подошла, имея в своем арсенале достаточно стройную концепцию устройства материального мира. В ее основе лежит принцип системности, предлагающий рассматривать мир как совокупность сложноподчиненных объектов.

 

Весь известный нам мир (Вселенная) рассматривается как целостная система, состоящая из множества взаимосвязанных элементов (подсистем), каждый из которых сам есть целостная система, имеющая свой набор элементов. Таким образом, выделяются различные типы систем в строении нашего мира.

Этих типов три:

1) системы неживой природы;

2) биосистемы;

3) системы социальные. А далее внутри каждого из этих типов систем имеются большие классы менее крупных систем. То есть, известный нам мир есть многоярусная конструкция, образуемая различными формами материи.

 

2. Бытие вещей и явлений, искусственной природы.

Человек наполнил мир вещами, которые естественным образом в природе не появляются. Этот мир новых вещей был назван «второй природой» или искусственной природой. Другое название — техника.

 

Бытие человека

 

Эту форму бытия необходимо рассматривать с двух точек зрения.

 

1. Бытие человека как вещи природы.

Человек, как любая другая вещь природы, имеет конечное бытие. Он крепко связан с природой своим телом, вынужден подчиняться всем ее законам. Можно, конечно, свести до минимума свои биологические потребности, но совсем отказаться от них (например, от еды и сна) невозможно, это несовместимо с жизнью.

 

2. Специфически человеческое бытие.

Человек является частью природы, он — один из физических объектов. Но он при этом еще и биологический объект — животное. Однако в отличие от всех других животных он -животное мыслящее. Поэтому свою зависимость от природы человек способен в некоторых пределах регулировать. Люди способны развивать свое тело и свой разум своими собственными усилиями. Таким образом, человек, обладающий естественными способностями, выступает как объект первой природы, а, приобретая искусственно выработанные, натренированные физические и духовные свойства, становится одновременно объектом и «второй природы».

 

Бытие духовности

 

Существование духовности имеет два пространственно-временных измерения.

 

1. Бытие индивидуальной духовности.

Здесь речь идет о сознании человека. Конкретные процессы сознания возникают и умирают вместе с рождением и смертью отдельного человека. Внутренний духовный мир человека проявляется в высказанных идеях, запечатленных в каких-то предметах образах и реальных поступках.

 

2. Бытие вне индивидуальной духовности.

Личные мысли человека могут стать общим достоянием, если он их передаст кому-то в личном общении или зафиксирует с помощью каких-то материальных средств (дискета, бумага, холст, металл, камень и т.п.). С помощью таких средств достижения человеческой культуры передаются от поколения к поколению. Таким образом, смертные люди порождают бессмертные идеи и образы, которые приобретают собственное бытие. Самые ценные идеи и образы накапливаются, образуя духовное богатство человеческой цивилизации.

 

Бытие социальности 

 

Социальность как совокупность определенных свойств объектов находит воплощение в двух формах.

 

1. Бытие личности.

Здесь речь идет о человеке как о социальном субъекте, как о носителе социальных свойств, которые отличают его от других животных.

 

2. Бытие общества.

Это как раз та форма бытия, которая является предметом нашего рассмотрения. Её мы и будем рассматривать во взаимодействии с природой, отдельными личностями, материальными и духовными результатами активности людей.

 

Понятие общества. Общественные отношения. 

 

В соответствии с принципом системности, общество существует и развивается благодаря наличию устойчивых связей между его элементами.

 

Любая вещь или явление природы, которые существуют в данный момент, не просто имеют бытие сами по себе, а существуют совместно с другими объектами. Это совместное бытие (со-бытие), например людей, можно рассматривать с нескольких точек зрения: времени (со-временники); пространства (со-отечественники); структуры (со-трудники) и т.д. Такое положение вещей обозначается понятием «отношение».

 

Отношение — это некоторый вид совместного существования каких-либо форм бытия. Отношения «самого по себе» не существует, оно возникает только при наличии, по крайней мере двух объектов. Виды совместимости, в зависимости от силы влияния предметов друг на друга могут быть самыми разными. Крайние случаи: от отсутствия заметного влияния (бабочка и Антарктида) до самой тесной зависимости (человек и кислород). Тесные отношения — это особый вид совместимости объектов. Он обозначается понятием «связь».

 

Связь (зависимость) — отношение, при котором появление и изменение одного объекта влияет (воздействует) на изменение другого объекта.

 

Обособленность (независимость) — отношение, при котором наличие и изменение одного объекта не влияет (не воздействует) на изменение другого объекта.

 

Изменение состояния объекта внешне воспринимается как активность. То есть, связь следует понимать как отношение активности, а обособленность — как пассивность. Можно сказать по-другому, активность есть проявление связи (зависимости), а пассивность — это проявление отсутствия зависимости (или подавления ее другой, большей зависимостью) в отношениях конкретных объектов. И необходимость активности диктуется наличием зависимости. Эти отношения имеют место и в живой, и в неживой природе.

 

Как понимать и применять понятия «отношение» и «связь» к жизни людей?

Если кто-то повлиял на ход события, на результат процесса, следовательно, он с этой ситуацией (вещью) связан. Если кто-то был только очевидцем события, следовательно, он к этому событию имеет отношение (существовал с этим событием совместно). Если же не видел, не слышал, существовал с этим событием несовместно, то данный человек к данному событию не имеет никакого отношения.

 

В соответствие с приведенными определениями можно определить понятие «общественные отношения». Это различные виды совместного существования людей и их объединений. Теперь можно дать и определение понятия «общество». Главное, что необходимо понять — не любая группа людей образует общество. Например, группа людей, загорающих на пляже, или люди, ожидающие на остановке автобус, еще не составляют общество, хотя и имеют похожие интересы. Общество образуется тогда, когда люди начинают совместно действовать, т.е. обнаруживают взаимную зависимость. Поэтому общество — это совокупность людей, объединенных определенными связями.

 

Наличие устойчивых связей между компонентами общества, их единство не вызывают сомнений. Поэтому наиболее распространенной сегодня является теория общества как системы. Система — это совокупность взаимосвязанных элементов, образующих некоторую целостность. Под элементом понимают максимально простое образование, которое в рамках какого-то рассмотрения на части далее не делится. Системы бывают простыми или сложными. Под сложной системой понимают такую систему, в которой взаимосвязанные элементы образуют несколько уровней или ступеней. Совокупность связей в системе называется структурой. В сложной системе структура имеет иерархическое строение, это означает, что элементы одного уровня подчиняются элементам другого уровня.

 

Элементами социальной системы могут выступать отдельные индивиды, группы и организации. Общим названием для элементов социальной системы является термин «социальный субъект». Главной характеристикой социального субъекта выступает способность быть инициатором социальных изменений. Так вот примером простой социальной системой может быть дружеская компания без постоянного лидера. А любые организации с начальниками и подчиненными — это уже сложные социальные системы.

 

В любой группе людей для эффективного взаимодействия рано или поздно выделяются лидеры, организаторы, руководители. А в крупных обществах это происходит обязательно. Поэтому общество и выступает как сложная система.

 

Основные сферы общественной жизни 

 

В социальной системе в качестве частей выделяют не только социальные субъекты, но и другие образования — сферы жизни общества. Сфера общества — определенная совокупность устойчивых отношений между социальными субъектами. Важно понять, что люди между собой одновременно находятся в различных отношениях, с кем-то связаны, от кого-то обособлены при решении своих жизненных вопросов. Поэтому сферы жизни общества — это не геометрические пространства, где обитают разные люди. Это могут быть различные отношения одних и тех же людей, но по различным сторонам их жизни.

 

Выделяют следующие сферы жизни общества: экономическая, социальная, политическая, духовная. Экономическая сфера — это совокупность отношений людей, возникающих при создании и перемещении материальных благ. Социальная сфера — это отношения, которые возникают при производстве непосредственной человеческой жизни и человека как социального существа. Видами социальных отношений являются межличностные, в том числе брачно-семейные, личностно-групповые и межгрупповые (межвозрастные, межрелигиозные, межнациональные и другие). Духовная сфера — это сфера отношений, возникающих при производстве, передаче и освоении духовных ценностей (знаний, верований, норм поведения, художественных образов и т.п.). Политическая сфера — это такие отношения людей, которые обеспечивают им совместную безопасность.

 

Конкретное содержание сфер жизни общества можно представить с помощью отношений в соответствующих социальных институтах. Социальный институт — это группа людей, отношения между которыми построены по определенным правилам (например, семья, армия и т.д.) или совокупность правил для каких-то социальных субъектов (например, институт президентства).

 

Для поддержания собственной жизни люди вынуждены производить, распределять, обменивать и потреблять (использовать) пищу, одежду, жилище и т.д. Эти блага могут быть получены при преобразовании окружающей среды с помощью разнообразных средств, которые тоже необходимо создавать. Жизненно важные блага создаются людьми в экономической сфере посредством таких социальных институтов, как производственные предприятия (сельскохозяйственные и промышленные), торговые предприятия (магазины, рынки и т.п.), биржи, банки и т.д.

 

В социальной сфере важнейшим социальным институтом, в рамках которого осуществляется воспроизводство новых поколений людей, является семья. Общественное производство человека как социального существа, помимо семьи, осуществляется такими институтами, как дошкольные и медицинские учреждения, школа и другие учебные заведения, спортивные и другие организации.

 

Для многих людей производство и наличие духовных условий существования не менее важно, а для некоторых людей и более важно, чем условия материальные. Духовное производство отличает людей от других существ в этом мире. Состояние и характер развития духовности определяет цивилизованность человечества. Основными в духовной сфере выступают институты образования, науки, религии, морали, права. Сюда же относятся культурно-просветительские учреждения, творческие союзы (писателей, художников и т.п.), средства массовой информации и другие организации.

 

В основе политической сферы лежат отношения между людьми, которые позволяют им занимать относительно безопасную позицию в структуре их социальных связей. Люди используют коллективные формы жизни, поскольку являются слабыми биологическими существами. Однако из-за несхожести интересов людей, а порой и их противоречивости, совместное существование социальных субъектов требует определенной организации. Поэтому политические отношения — это формы коллективной жизни, которые предписываются законами и другими правовыми актами страны, уставами и инструкциями относительно самостоятельных сообществ, как вне страны, так и внутри ее, писаными и неписаными правилами различных социальных групп. Осуществляются эти отношения посредством ресурсов соответствующего политического института. В политической сфере основным институтом в масштабе всей страны выступает государство. Оно состоит из множества составляющих его институтов: президент и его администрация, правительство, парламент, суд, прокуратура и другие организации, обеспечивающие общий порядок в стране. Помимо государства существует масса организаций гражданского общества, в которых люди реализуют свои политические права, т.е. права на управление общественными процессами. Политическими институтами, которые стремятся участвовать в управлении всей страной, выступают политические партии и общественные движения. Кроме них могут существовать организации регионального и местного уровня.

 

Социальное управление осуществляется в двух формах: административной и политической. Разница заключается в том, что в первом случае правитель (должностное лицо) назначается вышестоящим органом управления, а во втором случае правитель (правление) выбирается членами данного сообщества. В этом смысле политическим является любой социальный институт, в котором руководящие должности являются выборными (государство, политическая партия, акционерное общество, творческий союз, религиозная организация и т.д.).

 

Управление процессами в социальных системах требует установления дополнительных, искусственных связей, что и отличает социальные системы от природных. В природных системах все изменения являются следствием соответствующих причин. Эти зависимости следствий от причин и называют причинными связями. По своему существу — это естественные отношения (зависимости) между объектами, при которых свойства одних объектов определяют характер изменения свойств (состояний) других объектов. Причинные связи имеют место и в отношениях между социальными субъектами. Так, ребенок естественным образом зависит от родителей и других взрослых в силу недостаточного физического, прежде всего, и духовного развития. Но помимо этих связей в обществе формируются и функциональные связи. Под функцией понимается необходимое, предписанное действие, которое требуется от человека или технического устройства по замыслу управляющего субъекта. Поэтому о функциональных связях говорят только применительно к социальным и техническим системам. По своему существу — это искусственные отношения (зависимости) между объектами, при которых форма активности одних определяет форму активности других. Эта связь, например, имеет место в структуре должностного подчинения. Начальник потому так и называется, что он определяет начало и направление активности своих подчиненных.

 

Все сферы общественной жизни тесно взаимосвязаны друг с другом. В истории наук об обществе были попытки выделить какую-либо сферу жизни как определяющую по отношению к другим. Так, в средние века господствовало представление об особой значимости религиозности, как составной части духовной сферы жизни общества. В Новое время и эпоху Просвещения выделялась роль нравственности и сферы научного знания. Ряд концепций ведущую роль отводят государству и праву. Марксизм утверждает определяющую роль экономических отношений.

 

Но в рамках общественных явлений сочетаются элементы всех сфер. Например, характер экономических отношений может влиять на строение социальной структуры. Место в социальной иерархии формирует определенные политические взгляды, открывает соответствующий доступ к образованию и другим духовным ценностям. Сами экономические отношения определяются правовой системой страны, которая очень часто формируется на основе духовной культуры народа, его традициях в области религии и морали. Таким образом, на определенных этапах исторического развития влияние какой-либо сферы может усиливаться, но при этом роль остальных сфер не умаляется.

В начало

Объективные и субъективные факторы развития общества 

 

В окружающем нас мире постоянно происходит множество изменений. Мы их можем зафиксировать, если сосредоточим внимание на каком-либо объекте в течение определенного промежутка времени. И в отношении любого объекта можно отметить появление одних, ранее не существовавших свойств, связей, а также исчезновение других, привычных свойств и связей. Эти изменения позволяют человеку выделять различные объекты, даже, если они похожи друг на друга. Таким образом, понятие «изменение» означает любое возникшее или исчезнувшее отличие в состоянии, свойствах, признаках объекта от смены пространственного положения предмета, нагревания или окисления вещества, роста живых организмов до появления новых идей и настроений человека. В этом смысле изменение является универсальным явлением, т.е. относится ко всем объектам. Нас интересуют, прежде всего, изменения общества.

 

Понятие и виды социальных изменений 

 

Под социальными изменениями понимают смену состояний, свойств и связей социальных систем. В соответствии со строением и главной характеристикой любой системы можно выделить следующие виды изменений вообще и социальных изменений, в частности:

 

а) содержательные изменения; под содержанием в науке понимают совокупность элементов системы, поэтому здесь речь идет об изменении элементов системы, их возникновении, исчезновении или смены ими своих свойств; поскольку элементами социальной системы выступают социальные субъекты, то это может быть, например, изменение кадрового состава организации, т.е. введение или упразднение каких-то должностей, изменение квалификации должностных лиц или изменение мотивов их активности, что отражается в повышении или понижении производительности их труда;

б) структурные изменения, т.е. изменение совокупности связей элементов или строения их связей, формы «паутинки» связей между элементами; в социальной системе это может выглядеть, например, как перемещение какого-то человека в должностной иерархии, в отношениях подчиненности; при этом не все люди понимают, что произошли структурные изменения в коллективе, и бывают не способны адекватно реагировать на них, болезненно воспринимают указания начальника, который еще вчера был рядовым сотрудником;

в) функциональные изменения; т.е. изменения в выполняемых системой действиях; изменение функций системы могут быть вызваны как изменением ее содержания или структуры, так и изменением окружающей социальной среды, т.е. изменением внешних связей данной системы. Например, изменение функций государственных органов могут быть вызваны как демографическими изменениями внутри страны, так в результате внешнего воздействия, в том числе военного со стороны других стран.

 

Особый тип изменения — развитие. О его наличии принято говорить в определенном отношении. Оно рано или поздно случается со всеми объектами нашего мира, но при определенных условиях. В науке под развитием принято считать направленное и необратимое изменение, приводящее к появлению качественно новых объектов. Объект, находящийся в развитии, на первый взгляд, остается самим собой, но новая совокупность свойств и связей заставляет воспринимать этот объект совершенно по-новому. Например, ребенок и выросший из него специалист в какой-нибудь области деятельности — это, по существу разные люди, они оцениваются и воспринимаются обществом по-разному, поскольку занимают в социальной структуре совершенно разные позиции. Поэтому и говорят о таком человеке, что он прошел путь развития.

Изменения и развитие являются основным предметом рассмотрения всех наук.

 

Диалектика. Понятие и виды законов.

 

В науке существует несколько теорий, описывающих развитие различных систем. Наиболее применимой к разнообразным изменениям окружающего мира считается диалектика. В Древней Греции это понятие обозначало спор, столкновение противоположных взглядов, противоречие. Позже этим понятием стали обозначать противоречивый характер отношений не только в полемике, но и во всей природе.

 

Целостную диалектическую концепцию развития разработал немецкий философ XIX века Г. Гегель. В настоящее время диалектика рассматривается как теория развития, которая основывается на противоречивом характере отношений всех форм бытия.

 

Содержанием научной теории выступают ее принципы и законы. Принципами называют основополагающие идеи, определяющие активность человека практическую или духовную, например, в построение какой-то системы знаний (теории). Для диалектики такими основополагающими идеями выступают принцип всеобщей связи и принцип развития всех форм бытия. Первый принцип подразумевает, что любой объект нашего мира прямо или через другие объекты связан со всеми объектами. Например, каждый человек связан с планетой Земля. Наша планета связана с Солнцем. Солнечная система связана физическими зависимостями с другими системами нашей Галактики, та, в свою очередь, с другими Галактиками. Если мы графически изобразим эту ситуацию в виде точек (объектов), соединенных линиями (связями), то увидим, что каждый человек стоит в связке со всеми космическими объектами, т.е. со всей Вселенной. Другое дело, что эти зависимости могут быть практически незаметными. Подобным образом можно проследить цепочки связей всех объектов на Земле. Смысл второго принципа был рассмотрен выше.

 

Особое значение имеет понятие «закон». Многие люди, тем более осваивающие юридическую специальность, применяют данное понятие слишком узко, забывая, что кроме законов юридических существуют и другие законы. Понятием «закон» обозначают особый род связей. Это существенная, устойчивая, необходимая связь между объектами.

 

Связи между различными вещами и явлениями в природе носят объективный характер. Независимо от того, знает или нет о них человек, понимает или не понимает суть событий, эти связи реализуются при наличии соответствующих условий. Такие устойчивые и необходимые связи называют законы природы. Это естественные (причинные) связи.

 

Если человек силой своего разума проникает в суть протекающих процессов, если ему удается открыть причины тех или иных событий, условия осуществления тех или иных связей, то эти знания формулируются как законы науки. Это субъективное описание природных связей человеком. Совершенно очевидно, что законы науки, чаще всего, описывают природные связи приблизительно, ведь человек всего не знает. Поэтому люди часто терпят неудачу, когда слишком полагаются на свои знания, даже, если считают их научными. Например, иногда людям становится непонятно, почему ломается или неожиданным образом ведет себя техника.

 

А с пониманием отношений между людьми дело обстоит еще сложнее. Дело в том, что мотивы активности или пассивности людей различны и часто не устойчивы. Можно предугадать, как поведет себя дерево в течение часа. А как поведет себя человек в ближайшие минуты? — Трудно сказать. А группа людей? — Еще труднее! Мотивы поступков одного человека даже в схожих ситуациях различны: вчера хотел выступить на семинаре, а сегодня уже не хочу; утром не хотел делать зарядку, а сейчас с удовольствием бы размялся; пять минут назад это занятие мне казалось важным, а сейчас мне просто не до него и т.д.

 

Для того чтобы в обществе сохранялся хоть какой-нибудь порядок, в нем приходится устанавливать правила отношений, то есть зависимостей и независимостей между людьми. Найти, определить связи, которые удовлетворяли бы всех людей, очень трудно, если вообще возможно. Поэтому законодательные органы разрабатывают обобщенные правила поведения. В этом смысле юридические законы — это предписываемые людям связи с другими объектами. Это искусственные (функциональные) связи.

 

В последующем изложении подразумевается философский смысл понятия «закон», который относится ко всем формам бытия, а не только к правовым отношениям. Эта характеристика относится и к законам диалектики. В диалектике как теории развития сформулированы следующие основные законы.

 

Закон единства и борьбы противоположностей.

 

Формула: в сущности каждого объекта имеются противоположные стороны (свойства), находящиеся в состоянии единства и борьбы; борьба противоположностей ведет ко все более острому противоречию и заканчивается исчезновением одного и возникновением другого состояния объекта.

 

Важнейшие понятия данного закона: тождество — одинаковость, совпадение, равенство; различие — неодинаковость, несовпадение, неравенство; противоположность — крайняя степень различия. Согласно данному закону источник изменения и развития любого объекта находится в нем самом. Это справедливо для всех случаев, когда нет вмешательства внешней силы. Данный закон предлагает воспринимать любой объект как сложное образование, которое содержит в себе элементы, непосредственно друг с другом не совместимые.

 

Единство противоположностей состоит в следующем:

— они неразрывно связаны между собой (например, единичные и общие черты объекта; не существует уникальных объектов, каждый чем-то похож на другие; также не существует в полном смысле стандартных объектов, каждый чем-то отличается от других);

— они взаимно обусловливают друг друга (единичное можно выделить только на фоне общего и наоборот);

— они взаимно переходят, взаимно превращаются друг в друга (то, что в одном отношении выступает как единичная черта, например, человек, знающий уголовное право, в массе пассажиров автобуса, в другом отношении является общей чертой — этот же человек среди сотрудников прокуратуры).

 

Борьба противоположностей состоит в том, что они противодействуют друг другу, стремятся друг друга исключить (уничтожить), например, знание и незнание отдельного человека — что-то запоминается, но при этом что-то и забывается. Противоречие -кульминация борьбы противоположностей. Уход из этой «кипящей» точки, конец борьбы и есть развитие. Например, студенту предстоит экзамен (контрольная работа, опрос и т.п.). Его беспокоит противоречивая ситуация: с одной стороны, экзамен нужно сдать обязательно, то есть ситуация требует наличия достаточного объема знаний; с другой — знаний нет (или мало). Это противоречие можно решить двумя путями: 1) выучил материал и студент — уже другой человек, умнее, т.е. развился в сторону совершенства в этой области знания; 2) решил отказаться и от знаний, и от экзамена, и от учебного заведения — он тоже стал другим человеком, уже избавился от стремления к совершенству в этой области, т.е. развился в сторону деградации на этом жизненном пути.

 

Таким образом, через связь (борьбу) противоположных сил, сторон, свойств развиваются все объекты мира, в том числе социальные системы, человек и его духовность. Необходимо понять, что для человека противоречия с самим собой и окружающими людьми есть не болезнь, а естественное состояние. Цивилизованные отношения в обществе предполагают внимательность к этим противоречиям, прогнозирование последствий их разрешения, умение управлять собой.

 

Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений.

 

Формула: развитие объекта происходит путем количественных изменений, которые, накапливаясь, превышают определенную меру и вызывают качественные изменения, а они в свою очередь, порождают новые возможности количественных изменений.

 

Основные понятия и характеристики данного закона таковы:

— исходным понятием данного закона служит понятие «свойство». Это понятие обозначает наличие и характер изменчивости объекта, которая проявляется в отношениях с другими объектами. Свойства показывают сходство или различие объектов. Любой объект обладает множеством разнообразных свойств.

качество — совокупность основных необходимых свойств объекта, благодаря которой он существует как таковой и отличается от других. Эта совокупность свойств определяет его состояние совместимости со своим исходным статусом. С потерей хотя бы одного из таких свойств объект теряет свою исходную определенность и приобретает другой статус. Например, флаг красный — символ коммунистов, выцвел, стал белым — символ капитуляции;

количество — это объем изменения объекта. Часто, но не всегда, этот объем можно выразить численно. Например: оценка знаний студента;

мера — это граница, при переходе которой количественные изменения вызывают изменения качественные. Внутри границ меры качество остается неизменным, а количество меняется. Например, изменение температуры агрегатного состояния какого-либо вещества: лед — (0 °С), вода (100°С) — пар.

— переход от одного качества к другому называется «скачок».

 

Таким образом, через связь количественных и качественных изменений происходит развитие всех объектов мира. Если люди хотят добиться качественных изменений в общественном устройстве, технике или формировании собственных свойств, то нет другого пути, как соответствующие количественные изменения, т.е. постепенное изменение культуры общества, накопление научных знаний, личная тренировка и упорный труд. А для достижения высоких количественных показателей в любой сфере жизни общества нужно сначала выйти на определенный качественный уровень развития. Например, хочешь быстро бегать — научись сначала ходить; хочешь накопить научные знания — научись сначала читать и писать. Развитие — это выход на новый качественный уровень, иначе — это не развитие, а просто количественное изменение свойств объекта.

 

Закон отрицания отрицания.

 

Формула: развитие объекта происходит путем диалектического отрицания его старого состояния новым, нового новейшим, в результате чего развитие сочетает в себе преемственный и циклический характер.

 

Категория «отрицание» выражает определенный тип смены состояния объекта. Любой объект, развиваясь, неизбежно достигает стадии отрицания, т.е. становится качественно иным. Полное отрицание — это смена качества на противоречащее. Цепь отрицания старого и возникновения нового не имеет ни начала, ни конца. Отрицание может выступать в виде простого уничтожения объекта. Тогда о развитии говорить уже не приходится.

 

Диалектическое отрицание предполагает уничтожение только части свойств объекта, которые уже не нужны или даже вредны. При этом сохраняются другие свойства, те, что определяют существование системы в настоящее время, а также появляются принципиально новые свойства, что в итоге и определяет качественный скачок.

 

Двойное полное отрицание (отрицание отрицания) представляет собой ситуацию «якобы возврата» к старому: всякое явление, превращается в свое отрицание, но потом опять происходит отрицание; в результате третья фаза имеет формальное сходство с первой. Если нет развития, то изменение идет по кругу. При наличии развития к похожему состоянию объект возвращается на другом уровне. Поэтому о диалектическом развитии говорят как о движении по спирали.

 

Таким образом, данный закон демонстрирует связь старого и нового состояния объекта в развитии, их борьбу и взаимное превращение. Всякое возникающее новое состояние (свойство) рано или поздно стареет и исчезает. Людям, если они заинтересованы в развитии каких-либо систем, в том числе себя, никуда не деться от отказа (отрицания) от каких-то старых свойств, связей, состояний и приобретении прямо противоположных, новых свойств, связей, состояний. Старое — это разрушающиеся элементы и связи, влекущие разрушение исходного состояния всей системы, снижение ее исходных функциональных возможностей. Новое — это элементы и связи, которые преобразуют систему в целом, изменяют ее функциональные возможности.

 

Законы диалектического развития обладают специфичностью и не сводятся друг к другу, но они и не разделены непроходимой стеной. Они взаимосвязаны, дополняют друг друга в описании развития. Развитие есть разрешение противоречий, оно же есть смена качественного состояния, оно же есть диалектическое отрицание старого новым.

 

Проявление законов диалектики в развитии сфер жизни общества.

 

Экономическая сфера общества включает в себя отношения людей по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ, а также отношения собственности. На заре развития общества люди имели возможность выжить, только приспосабливаясь к условиям окружающей среды. Первоначально они использовали для пропитания, одежды и жилья, только то, что могли найти в природе в готовом виде. В настоящее время такой способ жизни называют присваивающей экономикой. Эта экономика была представлена отношениями общинной собственности, распределения и потребления.

 

Качественным скачком явился переход к производству материальных благ, которое разделилось на производство продуктов питания и производство орудий труда. Это привело к появлению отношений по поводу производства. Данные отношения проявлялись в разделении общественного труда на различные формы, самые крупные из них — ремесленничество, земледелие, скотоводство. Дальнейшее развитие производства привело лишь к количественному росту профессий и увеличению возможностей потребления различных продуктов.

 

По мере развития племен и родов, их перемещения, родовые отношения стали трансформироваться в территориальные. Кровнородственные связи в родовой общине с общностью имущества стали вытесняться отношениями между обособленными семьями с частной собственностью на имущество, орудия труда и производимую продукцию.

 

Следствием преобразования родовой общины в гражданскую общину с выделением государства, как института политического управления, явилось закрепление частной собственности за отдельными гражданами, т.е. смена господствующих отношений собственности. Совершенствование производства, накопление избытка продуктов приводит к развитым отношениям обмена посредством денег и новой формы общественного труда — торговли. Таким образом, полное развитие всей совокупности отношений в экономической сфере произошло в два этапа. Теория Маркса предлагала диалектический возврат к общественной собственности на средства производства материальных благ. Исторический опыт реализации этой теории в нашей стране оказался неудачным. Одной из форм возврата к коллективной экономике является ее глобализация, мировая экономическая интеграция.

 

Социальная сфера включает в себя разнообразные отношения между индивидами, группами и организациями. В этой совокупности отношений исторически первыми выступают половозрастные отношения. Наиболее важные роли в обеспечении жизни племени играли взрослые мужчины. Женщинам, старикам и детям отводились роли вспомогательные. Общественное разделение труда привело к появлению отношений между группами, представляющими различные виды производственной активности (межпрофессиональные отношения). Частная собственность породила межклассовые отношения. Развитие религий и государств стало источником межконфессиональных и межнациональных отношений. Развитие культуры различных слоев общества, возникновение разнообразных общественных институтов (братства, ордена, ложи, советы, союзы и т.п.) приводит к появлению большого количества субкультур, отношения между представителями которых все больше усложняют социальную сферу общества. В разных странах и регионах заметную роль играют то одни, то другие социальные отношения. В том числе это касается и отношений между полами. Поэтому то в очередной раз происходят сексуальные «революции», обостряются проблемы отношений с сексуальными меньшинствами.

 

Политическая сфера представляет собой совокупность отношений социальных субъектов, которые призваны обеспечить им коллективную безопасность. В первобытном обществе безопасность обеспечивалась коллективным контролем за соблюдением обычаев и традиций, предписаний и табу (запреты, основанные на страхе перед возмездием какого-нибудь божества). На следующем этапе функция обеспечения безопасности закрепляется за постоянными правителями (вождями). Следующим шагом в развитии политической сферы является появление государства, как специальной организации, обеспечивающей безопасность общества, и права, как предписанной системы отношений, нарушение которой влечет возмездие государства. Диалектическим возвратом к коллективному обеспечению безопасности граждан является развитие организаций гражданского общества, стремящихся к участию в управлении общественными процессами. К ним относятся церковь, политические партии, корпорации и т.д.

 

Духовная сфера общества по своей сути схожа с экономической сферой, только продуктами здесь являются не вещи, а идеи и образы. Она включает в себя отношения, возникающие между людьми в процессе производства, освоения (потребления) и передачи (распределения и обмена) духовных ценностей. По аналогии с отраслями производства материальных благ (животноводство, зерноводство и т.д.; легкая промышленность, тяжелая промышленность и т.д.) в духовном производстве также можно выделить соответствующие области. В настоящее время выделяют такие отрасли как мораль, религия, искусство, философия, право, наука.

 

Еще в дописьменный период люди накапливали знания в области морали, религии, искусства и передавали их следующим поколениям. Эти знания формировались стихийно, и также как владение материальными благами владение духовными ценностями носило коллективный характер.

 

С развитием письменности, а позже с множественными разделениями общественного труда, усложнением социальной структуры, развитием государств и некоторые специальные знания становятся товаром. Они приобретаются в процессе обучения за определенную плату, т.е. и здесь возникают явные отношения обмена. Появление философских школ, возглавляемых духовными авторитетами, борьба идейных течений свидетельствует о явной претензии на определенные знания как на частную собственность.

 

Античность характеризовалась множественностью учений о природе, общественном устройстве, множественностью религий и самих богов. Оценивая указанный период развития отношений в духовной сфере, можно отметить относительную идейную бесконфликтность, по крайней мере, войны между народами велись не из-за идей.

 

Средние века в Западной Европе — это господство единобожия, борьба христианства со всевозможными ересями. Это единомыслие требовало однообразия в морали, праве, философии, знаниях о природе, искусстве.

 

Эпоха Возрождения и Нового времени представляет собой возврат к множественности в области духовного производства.

 

В настоящее время приходится говорить о двух противоположных тенденциях в развитии отношений в духовной сфере общества. С одной стороны, потребности гуманизации и демократизации общественных отношений диктуют необходимость терпимости к идейному плюрализму (множественности). С другой стороны, процессы глобализации во всех сферах общества естественно ведут к пропаганде однообразных духовных ценностей.

 

Общество развивается под воздействием двух групп факторов. Объективные факторы действуют независимо от сознания людей. К ним относятся законы природы и естественные зависимости между социальными субъектами. Они реализуются, в том числе, в соответствии с законами диалектики, что было показано выше. Субъективные факторы — это явления, возникающие в результате осознанной активности и волевых усилий людей. К ним можно отнести творчество выдающихся личностей, наличие или отсутствие организаторских способностей и инициативы у лидеров общества.

 

Вся история человечества показывает, что активность является способом существования общества. Только активное противостояние стихиям природы, стремление к преобразованию окружающей среды позволило группам человекообразных животных превратиться в общество. Дальнейшее развитие общества также зависит от упорной духовной и практической активности людей. Общество подобно велосипеду. Оно существует в своем качестве, пока движется. Неподвижный велосипед — это всего лишь странная железяка, которая, если ее не поддерживать, обязательно упадет. Только человеческая активность делает из него средство передвижения. Так и с обществом. Единственным способом его существования и развития является человеческая активность.

 

Возможность выбора тех или иных решений создает условие для альтернативности общественного развития, т.е. вариантов развития, которые исключают друг друга. История человечества — это цепь уникальных событий, поскольку нет ни одного народа, государства с одинаковой исторической судьбой. Ступени человеческой истории характеризуются многообразием путей и форм общественного развития.

В начало

Ступени человеческой истории 

 

Развитие общества фиксируется в прохождении определенных этапов. Эти этапы называют ступенями человеческой истории. Развитие человеческой истории принято фиксировать с помощью различных явлений. Одно из таких явлений обозначается понятием «культура».

 

Культурологический подход к анализу истории   

 

Понятие «культура» ведет своё происхождение от латинского глагола «colo», который означал «обрабатывать, возделывать почву». Оно используется для характеристики специфически человеческого способа существования, связанного с преобразованием природы, созданием «очеловеченной» окружающей среды, «второй природы». В современном языке понятие культуры употребляется в разных значениях.

Под культурой подразумевают:

— совокупность достижений человечества в различных сферах общественной жизни;

— специфический способ организации общественных отношений, представленный в системе официальных и неофициальных социальных институтов;

— степень развития личности, приобщения человека к современным достижениям науки, искусства, права, нравственности и других областей духовности (личностное понимание).

 

Последнее понимание касается каждого человека в той степени, в которой он воспринимает ценности, образцы поведения, свойственные определенной культуре. Это понимание культуры проявляется и в сфере творчества, где могут осмысливаться, зарождаться, развиваться новые культурные типы. Оно не противостоит материальным ценностям, поскольку те играют роль существенных жизненных условий, определяющих «обработку и возделывание» новых поколений.

 

В истории общественной мысли существовали различные оценки значения культуры для человека и общества. Некоторые ученые называли культуру средством облагораживания человека, превращения его в достойного члена общества, а этапы развития культуры рассматривались ими как ступени прогрессивного развития человечества. Другие считали, что культура — это зло, которое создано для подавления и порабощения человека. Однако, несмотря на различные оценки влияния культуры на жизнь людей, практически все мыслители признавали, что культура играет важную роль в жизни общества, являясь средством аккумуляции, хранения и передачи накопленного человечеством опыта, что культура служит одной из важнейших характеристик жизнедеятельности отдельной личности и общества в целом.

 

Традиционно культуру принято подразделять на материальную и духовную. К достижениям (результатам развития) материальной культурой относят технику, технологию, материальные ценности, которые в своей совокупности составляют искусственные условия и средства человеческого существования. Достижениями духовной культуры считают науку, искусство, религию, мораль, философию, право. Каждая из перечисленных форм в свою очередь состоит из совокупности многих элементов: нормы и эталоны поведения, законы, обычаи, традиции, знания, идеи, образы, символы и язык. Разграничение материального и духовного в культуре весьма условно, поскольку касается не сущности культуры, а ее форм воплощения. Они могут влиять друг на друга и даже вступать в конфликты, но только в совокупности они составляют программы общественных отношений.

 

С учетом исторического развития культуры в ней различают три слоя, уровня. Первый составляют остатки, «осколки» прошлых культур. Во второй входят программы отношений, присущие современному обществу. Третий образуют «зародыши» культур будущего. Все уровни объединяются в единую систему общими мировоззренческими представлениями и понятиями, которые называются мировоззренческими универсалиями культуры. Исторически складываются определенные системы универсалий, составляющих совокупность знаний о мире, месте человека в нем, добре, зле и т.д. В этих системах проявляются черты, общие для всякой культуры. Вместе с тем в культуре имеются черты, присущие отдельным народам, нациям. Поэтому говорят о специфике русской, немецкой, американской культур как присущих каждому народу способах существования, которые могут влиять друг на друга. Культурными особенностями обладают определенные социальные общности, группы (юристы, врачи и т.д.) и даже отдельные люди. Каждый человек как личность является творением культуры, вернее, он становится личностью, усваивая достижения культуры в процессе социализации.

 

Рассматривая ход человеческой истории, можно увидеть, что никакие крупные социальные преобразования не происходят без соответствующего изменения культуры. Примером могут служить неоднократные переходы российского общества к качественно изменяющимся показателям культуры в течение одного только XX столетия. Так в начале века российское общество в подавляющем большинстве состояло из людей верующих в Бога. Затем несколько десятилетий в нашей стране насаждался атеизм. С последнего десятилетия века провозглашается свобода вероисповедания.

 

Анализ общественного развития через рассмотрение исторических типов культур называют культурологическим подходом к исследованию человеческой истории. Одним из основоположников такого подхода стал в XIX веке русский философ Н.Я. Данилевский. Он выделил десять типов социальной культуры: египетскую, китайскую, индийскую, древнесемитскую, иранскую, ассиро-вавилонскую, древнегреческую, древнеримскую, новоаравийскую, романо-германскую. Кроме того, он выделял два типа культуры доколумбовой Америки — мексиканскую и перуанскую, которые не успели развиться и бы­ли насильственно уничтожены испанскими завоевателями. Славянский тип культуры, которому принадлежит будущее, согласно Данилевскому, находится в процессе становления.

 

Последователь Данилевского, известный немецкий философ и историк О. Шпенглер с позиций концепции культурно-исторических типов подверг критике взгляды о единстве всемирной истории. С его точки зрения, каждый исторический тип культуры, пройдя предназначенный ему путь развития, умирает, и никакой преемственности культур не существует. Наблюдаемая иногда в истории попытка повторения, возрождения образцов ушедшей культуры является всего лишь видимостью, внешней оболочкой, за которой скрывается совершенно другой, новый тип культуры. Шпенглер выделил восемь основных типов культур: египетская, индийская, вавилонская, китайская, греко-римская, византийско-арабская, западноевропейская и культура майя. Последний этап существования культуры, ее «умирание» начинается с ее переходом в стадию «цивилизации», характеризующуюся упадком духовной культуры, переходом к «массовой культуре» и повсеместным господством чисто интеллектуального, прагматического подхода к жизни. Для Западной Европы явно выраженным рубежом такого упадка, «заката» европейской культуры, по мнению О. Шпенглера, является Первая мировая война.

 

Цивилизационный подход к анализу истории

 

Другим понятием, используемым для фиксации ступеней развития общества, является понятие «цивилизация». Оно наиболее часто употребляется в современной науке и публицистике и происходит от слова «civilis», что означает «городской, государственный, гражданский».

В современной научной литературе «цивилизация» трактуется как:

— синоним понятия культуры;

— тип общества, отличающийся от дикости и варварства общественным разделением труда, письменностью и развитой системой государственно-правовых отношений;

— тип общества с характерной только для него материальной и духовной культурой.

 

Современное обществоведение отдает предпочтение, по преимуществу, последней трактовке, хотя и не противопоставляет ее другим смыслам этого понятия. Таким образом, понятие «цивилизация» имеет два основных значения: как отдельное общество и как стадия зародившегося в древности и продолжающегося в настоящее время развития человечества. Исследование истории общества на основе этого понятия получило название «цивилизационный подход» к исследованию человеческой истории.

 

В рамках этого подхода существует несколько теорий, среди которых выделяются две основные:

1) теория локальных цивилизаций;

2) концепция мировой, общечеловеческой цивилизации.

 

Теория локальных цивилизаций изучает исторически сложившиеся общности, которые занимают определенную территорию и имеют свои особенности социально-экономического и культурного развития. Локальные цивилизации могут совпадать с границами государств, но бывают и исключения. Например, Западную Европу, состоящую из множества больших и маленьких вполне самостоятельных государств, принято считать одной цивилизацией, поскольку при всем своеобразии каждого государства все они представляют один культурно-исторический тип.

 

Теорией циклического развития локальных цивилизаций занимались в XX веке русский эмигрант — социолог П.А. Сорокин, английский историк А. Тойнби и другие. Тойнби выделял более десяти замкнутых цивилизаций. Каждая из них проходила в своем развитии стадии возникновения, роста, надлома, разложения. Молодая цивилизация энергична, полна сил, способствует более полному удовлетворению потребностей населения, обладает высоким темпом экономического роста, прогрессивными духовными ценностями. Но затем эти возможности оказываются исчерпанными. Экономический, социально-политический механизмы, научно-технический, образовательный и культурный потенциалы устаревают, ветшают. Начинается процесс надлома и распада, проявляющийся, в частности, в эскалации внутренних гражданских войн. Существование цивилизации заканчивается гибелью, сменой господствующего типа культуры. В итоге цивилизация полностью исчезает. Таким образом, общей истории у человечества нет. Ни одна существующая цивилизация не может гордиться тем, что представляет высшую точку развития в сравнении с ее предшественницами.

 

К основным цивилизациям отнесены: западная, православная христианская в России, иранская и арабская (исламская), индуистская, дальневосточная. Сюда же относятся и такие древние цивилизации как шумерская, вавилонская, египетская, эллинская и цивилизация майя. В отличие от более ранних жизнь современных цивилизаций, по мнению Тойнби, более продолжительна, они занимают обширные территории, а число людей, охватываемых цивилизациями, как правило, велико. Они имеют тенденцию к распространению путем подчинения и ассимиляции других обществ.

 

В теории эволюции мировой цивилизации выделяются ее отдельные стадии (этапы). Известные американские ученые (Д. Белл, О. Тоффлер, 3. Бжезинский и др.) называют в общемировом цивилизационном процессе три основные стадии: доиндустриальную (аграрную), индустриальную, начало которой было положено первой промышленной революцией в Европе и постиндустриальную (информационное общество), возникающую с превращением информационных технологий в определяющий фактор развития общества.

 

Характерные черты аграрной цивилизации (доиндустриального общества): преобладание аграрного производства и натурального обмена продуктов; подавляющая роль государства в  общественных процессах;  жесткое  сословное деление  общества  (низкая социальная мобильность граждан); преобладание обычаев и традиций в духовной сфере жизни общества.

 

Характерные черты индустриальной цивилизации (индустриального общества): преобладание промышленного производства с возрастающей ролью науки в нем; развитие товарно-денежных отношений; высокая социальная мобильность; возрастание роли индивидуализма и инициативности отдельной личности в борьбе за ослабление роли государства и традиций коллективизма в политической и духовной сфере жизни общества.

 

Постиндустриальная цивилизация (информационное общество) обладает следующими характеристиками: преобладание производства товаров массового потребления, развитие сферы услуг; развитие информационной техники и ресурсосберегающих технологий; развитие правовой регуляции общественных отношений, стремление к гармоничным отношениям между личностью, обществом и государством; начало попыток разумного взаимодействия с окружающей средой, решения глобальных разнообразных проблем человечества.

 

Формационный подход к анализу истории

 

Анализ общества с позиций теории общемировой цивилизации близок к формационному подходу, сформированному в рамках марксизма. Под формацией понимается исторически определенный тип общества, возникающий на основе определенного способа материального производства. Ведущую роль играет базис -совокупность экономических отношений, складывающихся между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Вся совокупность политических, правовых, идеологических, религиозных, культурных и иных взглядов, учреждений и отношений составляет надстройку, определяемую в целом уровнем развития производительных сил общества и характером его общественно-экономического базиса. Источником развития общества считаются противоречия между производительными силами и производственными отношениями, разрешающиеся в ходе социальной революции.

 

Согласно этой теории человечество в своем развитии проходит ряд стадий (формаций), каждая из которых отличается свои базисом и соответствующей надстройкой. Каждой формации свойственны определенная основная форма собственности и ведущий класс, господствующий как в экономике, так и в политике. В этой теории названы пять формаций. Стадии первобытного общества, рабовладельческого общества и феодального общества соответствуют аграрной цивилизации. Капиталистическая формация соответствует индустриальной цивилизации. Пятая формация — коммунистическая с ее наилучшими, с точки зрения марксизма, принципами общественного устройства, может соответствовать идеальным принципам информационного общества.

 

Недостатки формационного подхода обычно связывают с некоторой предопределенностью, жесткой неизбежностью развития исторического процесса, преувеличением роли экономического фактора общественной жизни и недооценкой роли духовных и других надстроечных факторов. В настоящее время формационная теория переживает кризис и более распространенным становится именно цивилизационный подход к изучению исторического процесса. Цивилизационный подход имеет более конкретный исторический характер, учитывает не только материально-технические аспекты общественного развития, но и влияние факторов, возникающих в других сферах общества.

 

В целом формационный и цивилизационный подходы не исключают, а скорее дополняют друг друга: элементы формационного подхода обогащают цивилизационный анализ. Дело в том, что в общественных науках уже давно идет спор по принципиальному вопросу. Движется ли мир к единой цивилизации с общечеловеческими ценностями или реализуется тенденция к культурно-историческому многообразию и человечество будет представлять собой совокупность локально развивающихся цивилизаций. Сторонники первой точки зрения ссылаются на бесспорные факты распространения ценностей, зародившихся в европейской цивилизации. Это рыночная экономика, идейный плюрализм, правовое государство, гуманизация и демократизм,  современные технологии и другое.

 

Сторонники второй позиции подчеркивают ту бесспорную идею, что в основе развития любого жизнеспособного организма, в том числе общественного организма, лежит взаимодействие противоположных сторон, разнообразие. Распространение же единых, общих для всех народов ценностей, культурных укладов жизни, глобализация мирового сообщества положит конец развитию человечества.

 

Различные теории дают возможность по-разному увидеть историю. В формационной и общецивилизационной теории на первый план выходят общие для всего человечества законы развития. В теории локальных цивилизаций — индивидуальное разнообразие исторического процесса. Таким образом, различные подходы, очевидно, имеют свои преимущества и взаимно дополняют друг друга.

В начало

Общественный прогресс и его критерии 

 

Основные понятия общественного развития

 

В развитии всевозможных форм бытия выделяют два характера изменений. Эволюция — развитие в природе и обществе в виде непрерывного постепенного изменения объектов. Одной из теорий, описывающих такие изменения, является эволюционное учение Ч. Дарвина о развитии видов в мире живых существ. Революция — развитие в природе и обществе в виде коренного, качественного переворота в состоянии объектов.

 

Постепенность общественных процессов часто характеризуют понятием «реформа». Это преобразование отдельной стороны общественной жизни, может быть даже отдельных социальных институтов. Тогда как под социальной революцией понимают качественный переворот во всех сферах жизни общества. Под революцией понимают и крупные перевороты в отдельных отраслях человеческой активности, например, научные, технические, культурные и другие революции. Эволюционные и революционные преобразования в обществе всегда сопровождаются реформами. В свою очередь последовательное проведение преобразований в отдельных сферах может привести к революционному перевороту в развитии общества.

 

Показательным в этом отношении является осуществление научно-технической революции, которая разворачивается со второй половины XX века. В ее течении выделяют несколько этапов. Конец 40-х — 60-е годы ознаменовались овладением некоторыми странами ядерной энергетикой, возникновением кибернетики, появлением телевизионной сети, началом освоения космического пространства. 70-е — середина 80-х годов характеризуется развитием электронно-вычислительной техники и роботов, широкой автоматизацией производственных процессов. Середина 80-х — 90-е годы отмечены появлением персональных компьютеров и Интернета, развитием генной инженерии. Из последних научно-технических достижений, которые существенно меняют отношения в обществе, можно говорить о бурном росте сотовой телефонной связи, развитии нанотехнологий.

 

Все эти события круто перевернули как положение отдельных стран, так и состояние мировых отношений в целом. Необходимо отметить и коренное изменение положения человека в многовековой эволюции процесса производства различных благ. Теперь человек все чаще выходит за пределы непосредственного контакта с предметами труда, выполняя функции контролера типичных процедур, выполняемых автоматами. Изменяется облик планеты из-за роста городов, дорог и других сетей инфраструктуры (каналов, портов, трубопроводов и т.д.). С одной стороны, эти изменения удовлетворяют растущие потребности человечества. С другой стороны, эти же изменения принесли немало бед. И угрозы человечеству продолжают расти. Таким образом, социальные последствия научно-технической революции очень противоречивы.

 

В связи с таким положением дел особую актуальность в настоящее время приобретает понятие общественного прогресса. Латинское слово «progressus» означает развитие нового, совершенствование. Социальный регресс в таком случае будет означать распад, разложение социальной системы.

 

Философы обращаются к проблеме общественного прогресса постоянно, их взгляды отражают специфику мировоззрения и особенности разных наций, эпох, личностей, и нередко противоречат друг другу. Однако обращение к этой проблеме неизбежно, поскольку это вытекает из потребности каждого поколения осознать свою жизнь в движении от прошлого к будущему, сопровождаемое улучшением благосостояния, появлением все новых достижений в культуре.

 

Анализ критериев общественного развития  

 

Многим людям известны слова древнего философа Гераклита «все течет и все изменяется», но мало, кто сможет дать однозначную оценку происходящим изменениям включающим в себя элементы и упадка, и повторения, и появления более совершенного. Многие мыслители античности говорили о нисходящем развитие человечества от прошлого золотого века к современному железному. Другие развивали учение об исторических круговоротах, о том, что каждый народ повторяет свою историю, последовательно проходя периоды взлета и падения. Однако не менее богатую историю имеет и социальный оптимизм, берущий начало от идей Протагора, Демокрита и других античных мыслителей.

 

Подобные различия в подходах неизбежны, поскольку используемые критерии (признаки развития) отражают, с одной стороны, многообразие общественных явлений, а с другой — многообразие социальных позиций, идеалов. Так в средние века христианские богословы представляли историю как линейное движение, но не прогрессивное и не регрессивное, а к предначертанному Богом ее концу.

 

В ХVII-ХVIII веках критерием общественного прогресса считали рост науки и роль разума. Но эти признаки мало утешали многих мыслителей на фоне продолжающейся несправедливости, эксплуатации, роста масштабов войн и связанных с ними страданий.

 

Основоположник социологии и философии позитивизма О. Конт (1798-1857) выдвинул теорию трех стадий интеллектуальной эволюции человечества (теологической, метафизической и позитивной, т.е. научной), связанных с глобальным изменением мировоззрения общества. Марксизм рассматривает в качестве основных критериев общественного прогресса развитие производительных сил общества и соответствующее им изменение производственных отношений.

 

Производительные силы  — средства производства и люди, обладающие определённым производственным опытом, навыками к труду и приводящие средства производства в действие. Люди – это основной элемент производительных сил общества. Производительные силы выступают в качестве ведущей стороны общественного производства. Уровень развития производительных сил характеризуется степенью общественного разделения труда и развитием средств труда, главным образом техники, а также степенью развития производственных навыков и научных знаний. Производительные силы в совокупности с производственными отношениями представляют собой способ производства, то есть единство основной ступени развития производительных сил и и обусловленного ею типа производственных отношений.

 

Производственные отношения — отношения между людьми, складывающиеся в процессе общественного производства и движения общественного продукта от его производства до потребления. Они являются базисом по отношению к общественной надстройке — политике, религии, морали, идеологии,

 

Средства производства — совокупность средств и предметов труда. Средства производства и люди, обладающие определенными навыками к труду, производственным опытом и приводящие средства производства в действие. Присвоение средств производства порождает особые общественные взаимоотношения между людьми — производственные отношения, то есть отношения между людьми, складывающиеся в процессе общественного производства и движения общественного продукта от его производства до потребления.

 

Средства труда — то, чем человек воздействует на предмет труда. Решающая роль принадлежит орудиям труда (инструменты, машины, приборы, двигатели и т.п.), механические, физические и химические свойства которых человек использует в соответствии со своей целью. К средствам труда можно отнести естественные (земля, вода, лес и т.п.) и технические, то есть созданные человеком.

Предмет труда — то, на что человек воздействует и что подлежит обработке в процессе труда для получения конечного производственного продукта (блага).

 

История учит, что прогресс общества как сложной саморазвивающейся системы нельзя полностью отразить каким-либо одним критерием. С развитием общества стало очевидно, что каждой из сфер жизни общества присущи специфические формы прогресса. В научно-технической области это может быть открытие новых законов природы, функциональное совершенствование средств труда. В области нравственности — утверждение норм гуманизма; в юриспруденции — расширение сферы правового регулирования и совершенствование законодательства и т.п. Отдельные сферы могут рассматриваться как определяющие в прогрессивном развитии общества в целом.

 

Таким образом, общественный прогресс рассматривают как последовательность изменений социальной системы или ее отдельной сферы, в ходе которой достигается реализация некоторого значимого для данного общества идеала.

 

При этом необходимо учитывать противоречивое влияние изменений в отдельных сферах на совокупное развитие общества. Скажем, технический прогресс может разрушать природу, прогресс науки — служить созданию оружия массового уничтожения, развитие законодательства может сопровождаться ограничением свободы и прав личности, установлением господства одной единственной идеологии, вести к тоталитарному обществу.

 

Отсюда становится ясным, что трудно сформулировать критерий общественного прогресса, независимый от социальных идеалов, а значит общий для всех людей. Если, например, политическим идеалом для некоторого общества является республика, то переход от монархии к республике и будет рассматриваться в этом обществе как политический прогресс; и наоборот, если политическим идеалом является монархия, то этот же процесс будет оцениваться как упадок, регресс.

 

Необходимо иметь в виду и то, что в разные эпохи человечество сталкивалось с разными типами общественных проблем. В настоящее время на первый план выходят новые группы проблем. Одна связана с кризисом отношений между обществом и природой, другие — с культурным кризисом самого человечества, неумением установить гармоничные отношения между обществом и личностью, между народами, нациями, государствами. Способность разрешить эти проблемы является сегодня главным критерием общественного прогресса, она же — основное условие выживания человечества на современном этапе его существования.

 

Общественное развитие противоречиво. Эта противоречивость обусловлена как разными интересами людей в различных сферах общественной жизни, так и различностью интересов обществ разных стран. Одни страны заинтересованы в наращивании промышленного производства любыми способами, другие — в защите окружающей среды от промышленных отходов. Из-за этого возникают кризисные ситуации, способные оказать влияние на развитие всего человечества. Достигнутый выигрыш в этом противостоянии заставляет задуматься о цене прогресса и вообще о смысле и направлении человеческой истории.

 

Под смыслом истории нужно понимать идеи о значении тех или иных событий в жизни общества с точки зрения движения к определенной цели, осуществлении общественного прогресса. Проблема, т.е. трудноразрешимый вопрос, в том и состоит: «Есть ли цель в развитии общества?». Если есть, тогда можно говорить о смысле истории.

 

Христианское богословие видит смысл истории в духовном спасении людей, а направление истории — к ее концу («концу света»). Просветительские теории усматривали смысл истории в осуществлении все более разумных отношений в обществе, а направление — к «царству разума и справедливости».

 

Существуют философские школы, отрицающие в истории какой-либо смысл и определенное направление. Так, марксизм утверждает, что единой цели у истории нет, потому что цели и идеалы сами меняются в ходе истории. Некоторые социологи XX века придерживаются схожей позиции и ведут речь не о направлении истории, а о социальных изменениях.

В начало

Общество и природа   

 

Одна из актуальных тем социальной философии — взаимоотношения общества и природы. И природа, и общество всегда вызывали интерес у философов. В отечественной науке примерно до середины XX века эти объекты рассматривались, преимущественно, в двух аспектах. Исторический аспект означает анализ условий и путей возникновения и развития общества. Экономический аспект подразумевает изучение ресурсов природы и возможности их использования для удовлетворения потребностей людей. Но во второй половине XX века заметно усилилось внимание к негативному для человека воздействию промышленного производства на природную среду. В этой связи становится все более актуальным третий — природоохранительный аспект.

 

Эволюция идей об отношении общества к природе  

 

Разумеется, негативное воздействие людей на окружающую среду существовало и раньше, но оно не носило столь острого и повсеместного характера (аварии трубопроводов, танкеров, химических и других опасных производств и т.п.) Поэтому и возникла острейшая глобальная проблема: «Возможно ли выживание человечества в современных условиях?». Прежде, чем рассматривать эту проблему, определим основные понятия.

 

В научной литературе понятие «природа» используется в нескольких смыслах. В широком смысле природа — это весь мир, Вселенная. В узком — это весь материальный мир, за исключением общества. Существует еще более узкое понятие. Это часть мира, с которой вступает во взаимодействие общество, в этом смысле и говорят об окружающей среде.

 

Понятие «общество» также употребляется в узком и широком смысле. Общество (узкий смысл) — это совокупность людей, объединенных многообразными связями (материальными и духовными). В этом смысле понятие «общество» имеет синоним «антропосфера». В широком смысле общество — люди и часть природы, с которой они взаимодействуют. Здесь синоним — «социосфера». В понятие «социосфера» включаются предметы как естественной, так и искусственной природы. Таким образом, общество одновременно и включено в природу, и противостоит ей. Это противоречивое положение явилось источником различных позиций человека по отношению к природе.

 

В философских воззрениях на природу, на её сущность можно выделить две крайние, противоположные точки зрения. Одна из них рассматривает природу лишь как хаос, царство слепых стихийных сил, случайности. Другая исходит из того, что в природе господствуют строгие закономерности.

 

Эволюция философских представлений о взаимоотношениях общества и природы определялась степенью развития самого общества, а также господствовавшими в то или иное время экономическими, политическими, религиозными и иными воззрениями. В античности природа рассматривалась как образец совершенства, как образование более высокое, превосходящее человека и его творения. Естественная гармония природы вызывала восхищение и желание во всем подражать ей. Человек и природа мыслились как единое, гармонически взаимосвязанное целое. Идеалом общества было познать природу и стремление жить в согласии с ней (эпикуреизм, стоицизм). В средние века взгляды поменялись. Природа и человек, рассматривались как творения Божьи. Человек, как высшее существо, созданное Богом по своему образу и подобию, наделенный бессмертной душой, начинает противопоставляться более «низкой» греховной природе. И речь идет уже не о слиянии человека с природой, а об их противопоставлении и возвеличивании человека над природой. Падает и не поощряется интерес к изучению материального мира. В эпоху Возрождения природа рассматривается как источник красоты, радости, вдохновения и противопоставляется разрушающей и порочной цивилизации. В XVII — XVIII веках начинают бурно развиваться науки, ставятся и проводятся многочисленные опыты и эксперименты, направленные на становление и развитие производства. В философских воззрениях Нового времени, и в практических действиях всё более отчетливо обозначается новый тип взаимоотношений человека и природы. Центральная идея — человек должен покорить природу, овладеть ею, стать господином. Появлению и доминированию таких идей способствовала всё увеличивающаяся техническая и энергетическая мощь общества.

 

Подход к природе лишь как к средству достижения человеческих целей сохранился и все более усиливался, вплоть до середины XX века. И лишь на рубеже потенциальной глобальной экологической катастрофы, стала очевидной задача поиска разумного баланса в отношениях общества и природы, соответствующего осмысления происходящих процессов.

 

Взаимодействие людей с природой рассмотрим с помощью соответствующих понятий.

Географическая среда — это растительный и животный мир, вода, почва, атмосфера Земли, т.е. та часть природы, которая вовлечена в сферу жизни общества. Она оказывает существенное влияние на самые различные стороны жизни общества и, прежде всего, на развитие материального производства. Многообразие природы издавна стало естественной основой разделения труда человека (охота, рыбная ловля, земледелие, скотоводство, добыча полезных ископаемых и т.д.). От особенностей природной среды зависят конкретные направления человеческой активности, в частности развитие тех или иных отраслей производства в различных странах и на континентах.

 

Влияние конкретной географической среды на историческое развитие того или иного народа неоспоримо и в то же время весьма различно. Такое различие было особенно чувствительным на ранних ступенях развития общества, когда преобразование предметов природы составляло весьма незначительный процент по сравнению с их использованием в готовом виде. И, понятно, что неблагоприятные природные условия на определённых территориях Земли существенно тормозили общественное развитие. Поэтому древние цивилизации возникли первоначально у народов южных стран — на берегах Нила, Евфрата, Тигра, Ганга, Инда и т.д., а не у народов Севера. Например, климат Древнего Египта, в отличие от климата Скандинавии, требовал меньших затрат труда на изготовление жилищ и одежды, производство продуктов. Благоприятное географическое положение вело к тому, что именно на Юге в первую очередь развивалась культура человечества.

 

Однако лучшие природные условия южных стран обеспечивали эти преимущества на ранних ступенях развития человечества. В дальнейшем же, наоборот, благоприятные природные условия превратились в своеобразный тормоз. Будучи комфортными, они не стимулировали у южных народов чрезвычайных усилий для общественного развития. История показала более быстрое развитие стран умеренного климата. Разнообразие природных условий стало наиболее благоприятным фактором общественного развития.

 

Большое значение в жизни общества играет окружающая среда. Это более широкое понятие, чем географическая среда. В структуру окружающей среды входят две важнейшие составляющие: естественная и искусственная среды обитания. Под естественной средой обитания подразумевают неживую и живую части природы, т.е. геосферу и биосферу.

 

Биосфера есть сфера бытия всего живого. Она включает в себя как сами живые организмы, так и сферу их обитания (верхняя часть земной коры, вода, атмосфера). Положительные для человека результаты освоения и преобразования естественных природных богатств неоспоримы. Это, прежде всего, рост материальных и духовных ценностей общества, более высокий уровень жизни. И всё это было взято человеком у природы непосредственно или в преобразованном виде. Но человек не смог бы стать разумным существом, если бы не научился создавать и нечто своё, то, чего нет в природе.

 

Искусственная среда обитания — это все то, что создано самим человеком: самые разнообразные предметы, а также выведенные им в результате селекции и одомашнивания животные и растения. С развитием общества значение для человека искусственной среды обитания все более растет. Однако динамика роста искусственной среды обитания и ее влияния на окружающую природу не могут не беспокоить. Объем технической массы (вес всего созданного человеком) уже на порядок превышает биомассу (вес всех живых организмов). Растущее влияние общества на природу получило свое отражение в учении В.И. Вернадского о ноосфере.

 

Периоды во взаимодействии общества с природой  

 

До настоящего времени история взаимодействия природы и общества прошла два главных периода. Сейчас человечество встало перед необходимостью перехода к третьему периоду. Основанием для периодизации служит фактор, определяющий это взаимодействие.

Общая периодизация такова.

1. Биогенный (адаптационный) период, около 2 млн. —  30 тыс. лет назад.

2. Техногенный (преобразовательный) период продолжается до настоящего времени.

3. Ноогенный (системно-преобразовательный) период.

 

Первый и самый продолжительный период охватывает время: «человек умелый» (примерно до 2 млн. лет назад), «человек прямоходящий» (примерно до 1 млн. лет назад) и «человек разумный» (примерно до 30 тыс. лет назад). Определяющим фактором в жизни людей в то время была биосфера. Отсюда и название периода. Древние люди вынуждены были приспосабливаться (адаптироваться) к природным условиям. Уже тогда они наносили ущерб окружающей их среде. В основном это были лесные пожары, истребление некоторых видов животных и растений в местах проживания. Конечно, эти явления носили локальный характер и довольно быстро компенсировались естественными процессами.

 

Эти проблемы отчасти разрешились при переходе от присвоения природных продуктов к их производству. Речь идёт о развитии земледелия и скотоводства. С этими изменениями связано начало второго этапа в отношении общества к природе. Поскольку определяющим фактором здесь стали искусственные орудия (техника), постольку так и называется период. В этот период преобразование природы приняло большие масштабы (уничтожение лесов ради пашни, селекция животных и растений, появление искусственных сооружений и т.д.). Отсюда и второе название данного периода.

 

Положение людей в борьбе со стихийными силами природы значительно упрочилось. Однако преобразования природы носили стихийный характер, поэтому возрос ущерб окружающей среде. Учащались пожары лесов и степей, всё живое там гибло; пастбища деградировали, пахотные земли подвергались эрозии. Именно к этому времени относится появление пустынь в Северной Африке, на Ближнем Востоке и в Средней Азии. Эти изменения связаны с аграрным этапом техногенного периода.

 

Возникновение мануфактурного производства дало начало индустриальному этапу техногенного периода. Промышленность в массовом масштабе стала производить вещи и процессы, которых в естественных условиях не существует. При этом создаются не только нужные человеку продукты, но и множество побочных продуктов производства — отходов. Эти отходы с усложнением промышленных технологий всё чаще становятся не просто лишними, но и очень опасными. Таким образом, загрязнения окружающей среды из локальных превращаются в региональные, а затем и в глобальные. Человечество из-за своих несбалансированных отношений с природой становится на грань экологической катастрофы.

 

Что такое экология? Этот термин впервые употребил в 1866 году немецкий биолог Э. Геккель (1834-1919), обозначая им учение о взаимоотношениях живых организмов с окружающей средой. Ученый полагал, что новая наука будет заниматься только взаимоотношениями животных и растений со средой их обитания. Этот термин прочно вошел в нашу жизнь в 70-х годах XX столетия. Однако сегодня мы фактически говорим уже о социальной экологии — науке, изучающей проблемы взаимодействия общества и окружающей среды. Экологическую ситуацию в мире охарактеризуют как близкую к критической.

К глобальным экологическим изменениям относят следующие:

— уничтожены и продолжают уничтожаться тысячи видов растений и животных;

— в значительной мере истреблен лесной покров;

— стремительно сокращается имеющийся запас полезных ископаемых;

— мировой океан истощается из-за уничтожения живых организмов и перестаёт быть регулятором природных процессов;

— атмосфера загрязнена настолько, что чистый воздух становится дефицитом;

— частично нарушен озоновый слой, защищающий все живое от космического излучения;

— загрязнена поверхность и обезображены природные ландшафты.

 

Стала совершенно очевидной пагубность потребительского отношения общества к природе. Для человечества становится жизненно необходимым изменение отношения к природе. Эти отношения должны стать гармоничными. Необходимо совместное развитие биосферы и человечества. А для этого нужны новые знания и новая нравственность.

 

Эти новые знания представлены в учении о ноосфере. Впервые термин «ноосфера» (букв. — сфера разума) использовал в 1927 году французский исследователь Э. Леруа (1870-1954). В.И. Вернадский основные идеи учения о ноосфере начал разрабатывать и высказывать в начале XX века. Уже тогда им осмысливались возможности человеческого разума в глобальном преобразовании мира, перспективы влияния человека на природу, необходимость скорейшей гармонизации их взаимоотношений. Ноосфера означает новое состояние биосферы и всей планеты в целом, при котором сознательная активность человека, человеческого Разума становится не только решающим фактором эволюции биосферы, но одновременно и фактором ее сохранения. При этом общество выходит на уровень сознательного регулирования стихийного сейчас развития промышленности, адекватного вмешательства в природные процессы. В состоянии ноосферы потребности общества должны стать соизмеримы с возможностями гео- и биосферы. Расширение ноосферы будет означать наступление ноогенного периода в истории взаимодействия общества и природы.

 

Глобальные проблемы человечества  

 

Проблемой называют вопрос, для ответа на который знаний не достаточно. К глобальным проблемам относятся вопросы, волнующие все человечество. В настоящее время одним из острейших и трудноразрешимых является вопрос: «Как изменить ставшую уже опасной экологическую ситуацию?» Важно хотя бы не ухудшать существующее состояние окружающей среды. Нужно не только любить природу, стремиться к сохранению окружающей среды, но и уметь делать это. Для этого необходимо обладать соответствующими знаниями и навыками, владеть экологическим образованием.

Основные положения здесь таковы.

1. Природа — не враг, а друг человека. С ней нужно не бороться, а постоянно заботиться о сохранении ее богатств. Охрана окружающей среды есть охрана самого человека.

2. Необходимо отказаться от идеи о неисчерпаемости богатств природы.

3. Требуется поддерживать и развивать различные совокупности животных, растений и микроорганизмов (биоценозы). Человек составляет с ними единую систему, связан различными круговоротами.

 

Таким образом, необходима система ограничений и запрещений в преобразующей активности людей.

 

Кроме названых выше угрожающих изменений в окружающей среде, достойной реакции на которые еще не найдено, человечеству предстоит найти ответы еще на две группы глобальных проблем. Одна связана с необходимостью установить цивилизованные отношения между государствами. Здесь требуется устранить угрозу мировой войны и достигнуть справедливого мирового политического устройства. С этим связана необходимость установить справедливый экономический порядок: преодолеть или значительно сократить разрыв в благосостоянии стран Севера и Юга, Запада и Востока. Нерешенность указанных проблем порождает новые кризисные ситуации, в частности, необходимость борьбы с международным терроризмом. Другая группа проблем связана с необходимостью установить гармонические отношения между обществом и личностью. Здесь требуется устранить демографические перекосы в различных странах, найти способы лечения широко распространенных болезней, покончить с абсолютной безграмотностью и недостаточной образованностью, которая недопустима в век сложнейшей техники и технологий. Глобальные проблемы образуют некую целостность, решение любой из них невозможно без решения других.

 

Приоритетные глобальные цели человечества определены:

— в политической сфере — уменьшение вероятности и в перспективе полное исключение военных конфликтов, предотвращение насилия в международных отношениях;

— в экономической сфере — развитие и внедрение ресурсо- и энергосберегающих технологий, переход на нетрадиционные источники энергии, развитие и повсеместное использование природоохранных технологий;

— в социальной сфере — повышение уровня жизни, глобальные усилия по сохранению здоровья людей, создание мировой системы продовольственного обеспечения;

— в духовной сфере — перестройка массового нравственного сознания в соответствии с сегодняшними реалиями.

 

Принятие мер в направлении этих целей составляет стратегию выживания человечества.
 
 

 

НАВЕРХ СТРАНИЦЫ

 
Рейтинг@Mail.ru